30 декабря в адрес Губернатора было направлено письмо с предложениями Псковского облсовпрофа о внесении изменений в проекты Закона и Постановления Псковской области, касающихся оплаты труда работников бюджетной сферы.
"Уважаемый Андрей Анатольевич!
Направляем Вам предложения Псковского областного совета профессиональных союзов о внесении изменений и дополнений в проекты Закона Псковской области «Об отраслевых системах оплаты труда работников бюджетной сферы Псковской области» и постановления Администрации Псковской области «О порядке оплаты труда работников бюджетной сферы Псковской области». Одновременно сообщаем, что в настоящее время над указанными проектами продолжают работу Псковские областные отраслевые профсоюзы работников бюджетной сферы – членские организации Псковского облсовпрофа. Их предложения будут обобщены и направлены в Ваш адрес дополнительно.
Предлагаем:
1. Статью 1 проекта Закона «Об отраслевых системах оплаты труда работников бюджетной сферы Псковской области» целесообразно дополнить следующим условием: «Установить, что заработная плата работников учреждений (без учета премий и иных стимулирующих выплат) при введении, изменении новых систем оплаты труда не может быть ниже заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой работникам до введения, изменения новых систем оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации».
2. Статью 1 проекта Закона «Об отраслевых системах оплаты труда работников бюджетной сферы Псковской области» целесообразно дополнить следующим условием: «Установление и изменение систем оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы осуществляются с учетом мнения соответствующих профсоюзов».Данные дополнения соответствуют идеологии перехода на новые системы оплаты труда, изложенной в рекомендациях Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально – трудовых отношений на 2010 год и постановлении Правительства РФ от 05 августа 2008 года № 583.
3. Проект Закона не предусматривает механизм индексации заработной платы работников бюджетной сферы в связи с инфляционными процессами. В качестве предложения целесообразно рассмотреть возможность установления размера базового должностного оклада (базовой ставки заработной платы) в процентах или абсолютных цифрах размера прожиточного минимума трудоспособного населения, устанавливаемого ежеквартально постановлением Администрации Псковской области.Данное изменение позволит в будущем оперативно рассматривать оплату труда работников бюджетной сферы с учетом инфляции и снизить рост социальной напряженности в трудовых отношениях и соответствует требованию статьи 134 ТК РФ.
4. Введением условия соблюдения нормативной наполняемости классов при расчете размера должностного оклада работников общеобразовательных учреждений оплата труда учителя напрямую увязана с количеством учеников в классе. Тем самым на учителя возлагается вина за демографическую ситуацию. Такой подход к оплате труда работников образования необходимо признать неправомерным и исключить этот организационно – финансовый механизм установления должностного оклада учителя из проекта, поскольку наполняемость классов не зависит напрямую от учителя. Учитель обязан предоставить образовательные услуги в соответствии с образовательным стандартом вне зависимости от количества учеников в классе.
5. В числе важнейших компенсационных выплат необходимо рассматривать установление повышенной оплаты за работу в ночное время. В соответствии со статьей 154 ТК РФ Правительством РФ установлен минимальный размер повышенной оплаты за работу в ночное время – 20% оклада за каждый час работы в ночное время.Согласно статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нормативных правовых актов должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным гражданам в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.
На основании изложенного, с целью реализации государственных гарантий в сфере оплаты труда пункт 5.16. раздела 5 проекта Положения о порядке оплаты труда работников бюджетной сферы дополнить абзацем следующего содержания: «Введение новых систем оплаты труда не может служить основанием для снижения уровня повышенной оплаты труда за работу в ночное время, применяемого в бюджетных учреждениях до введения новых систем оплаты труда».
6. В пункте 5.16. раздела 5 проекта Положения о порядке оплаты труда работников бюджетной сферы слова «в размере 35 процентов» и «в размере 50 процентов» заменить словами «в размере не менее 35 процентов» и «в размере не менее 50 процентов».Данное изменение позволит привести этот пункт в соответствие с частью 3 статьи 154 ТК РФ, где постановлено, что конкретные размеры повышения оплаты труда в ночное время устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принятыми с учетом мнения представительных органов работников, трудовым договором. Следовательно, установление конкретных размеров приведенных выплат не является компетенцией Администрации Псковской области.
7. В разделе 6 Положения о порядке оплаты труда работников бюджетной сферы установлен перечень выплат стимулирующего характера, в том числе выплаты за стаж непрерывной работы, но условия установления и размеры выплат за стаж непрерывной работы в приложениях к данному Положению отсутствуют.Считаем необходимым установить в приложениях к Положению о порядке оплаты труда работников бюджетной сферы Псковской области порядок установления и размеры выплат стимулирующего характера – за стаж непрерывной работы.
8. В соответствии с частью 3 статьи 6 Трудового кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами, могут принимать законы и иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Учитывая принципы и содержание Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ, Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», с целью привлечения и закрепления квалифицированных работников в сельской местности Псковской области необходимо установить надбавки за работу в сельской местности в размере 25% к должностному окладу (тарифной ставке) специалистам социально – культурной сферы, здравоохранения, образования, физкультуры и спорта.Согласно статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нормативных правовых актов должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным гражданам в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Возможность установления специалистам, работающим на селе, повышенных на 25% окладов и тарифных ставок, была предусмотрена статьей 22 Закона РСФСР от 21 декабря 1990 года № 438-1 «О социальном развитии села». Законность применения данной нормы в современных условиях была подтверждена Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 1 августа 2007 года № 34-Г07-10. Кроме того, имеется практика установления повышенных должностных окладов гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ, работающего в сельской местности, в соответствии с приказом МО РФ от 10 ноября 2008 года № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583».На основании изложенного, считаем необходимым дополнить раздел 6 Положения о порядке оплаты труда работников бюджетной сферы в части перечня выплат стимулирующего характера выплатой специалистам, работающим на селе в размере не ниже 25%.
Заместитель председателяПсковского областного совета профсоюзов У.А. Михайлова"