Информация с сайта Профсоюза работников здравоохранения РФ http://www.przrf.ru/news/full/inform/chto-vyigrayut-vrachi-ot-effektivnogo-kontrakta-chto-izmenilos-v-oplate-truda-rabotnikov-i-rukovoditelej-/
В рубрике «Медицина и право» продолжаем разговор с читателями «МГ». В очередном выпуске (первый был в в № 5 от 23.01.13) — о новых нормативных правовых документах, на которые в ближайшем будущем перейдет здравоохранение. Изменения в оплате труда коснутся как рядовых сотрудников, так и руководителей лечебно-профилактических учреждений. А знакомство с ними поможет избежать непредвиденных ситуаций в повседневной работе. Слово — специалистам отдела экономической работы и оплаты труда ЦК Профсоюза работников здравоохранения РФ.
Вопрос: Что такое «эффективный контракт», который будет определять условия оплаты труда работников здравоохранения и заключать который станет обязательным? В соответствии с Указом Президента России от 07 мая 2012 года меры по повышению уровня оплаты труда, действительно, должны быть тесно увязаны с повышением эффективности деятельности работников учреждений социальной сферы. В рамках его реализации распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 г. утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 гг. Она увязывает дальнейший рост оплаты труда с оптимизацией структуры занятости и усилением стимулирующего характера зарплаты как на уровне учреждений, так и на уровне конкретных работников.
Как следует из формулировки Программы, эффективный контракт – это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.
Таким образом, в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, в т.ч. за достижение коллективных результатов труда. А условия вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования.
Необходимо обратить внимание, что примерная форма трудового договора с работником государственного (муниципального) учреждения утверждена в качестве приложения к Программе. Содержание трудового договора соответствует требованиям ст. 57 Трудового кодекса РФ. При этом предусматривается фиксация в трудовом договоре наименования выплат, условий их получения, показателей и критериев оценки эффективности деятельности, периодичности и размеров выплат.
Для решения поставленных задач, Программой и соответствующими «дорожными картами» определена серьезная подготовительная организационная работа как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ, в каждом учреждении. Так, зафиксирована необходимость совершенствования основных элементов системы оплаты труда, а также определения оптимального соотношения гарантированной части заработной платы и стимулирующих надбавок. Важнейшим этапом формирования системы гарантий, направленной не только на повышение размеров заработной платы работников, но и на обеспечение необходимой дифференциации в уровнях оплаты труда в зависимости от квалификации специалистов, сложности и условий их труда, станет утверждение Правительством РФ размеров базовых окладов по профессиональным квалификационным группам.
Учитывая направленность проводимой реформы на материальную оценку качества и эффективности труда каждого работника, серьезно будет прорабатываться система стимулирующих выплат. Так, предусмотрено формирование «сквозных» отраслевых систем показателей эффективности деятельности учреждений и работников по принципу «Российская Федерация – субъект РФ – учреждение – работник»; установление соответствующих стимулирующих выплат, критериев и условий их назначения в тесной увязке с исполнением работником трудовой функции с отражением в положениях по оплате труда работников учреждений, локальных правовых актах и трудовых договорах с руководителями и работниками учреждений.
Минтруду, Минздраву России, органам управления здравоохранением субъектов РФ, учреждениям предстоит серьезная работа по совершенствованию системы нормирования труда, что в условиях сложившейся существенной интенсификации труда работников здравоохранения представляется крайне актуальным.
Предусматривается актуализация квалификационных требований по должностям работников учреждений здравоохранения; формирование системы профессиональных стандартов на основе уровней квалификации и обобщенных требований к работникам, определяемых соответствующими показателями.
В настоящее время уже внесены ряд изменений в действующую нормативную базу не только по формированию заработной платы, но и по оценке достигаемых результатов в части повышения уровня оплаты труда Так, приказом Росстата от 30.10.2012 г. утверждена новая статистическая форма отчетности по численности работников и размеру среднего заработка, исходя из анализа этих показателей по типам учреждений, а также по категориям работников. Это представляется принципиально важным, т.к. действовавший ранее механизм статистического анализа, основанный на исчислении среднего заработка обобщенно по всем категориям работников , включая руководителей, не давал объективной оценки реальной сложившейся заработной плате практических работников.
Комплекс мер по реализации указов Президента РФ требует внесения изменений и дополнений в ряд иных нормативных правовых актов, работа над проектами которых в настоящее время продолжается Минтрудом, Минздравом России, с участием ЦК Профсоюза работников здравоохранения РФ.
Вопрос: Какие изменения предусмотрены с 2013 г. в оплате труда руководителей учреждений здравоохранения?
Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012г., предусмотрен также комплекс мер по совершенствованию условий оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений, в т.ч. здравоохранения.
Принципиально важным является тот факт, что, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г., с 2013 г. предусматривается заключение трудовых договоров с руководителями учреждений на основе типовой формы, утверждаемой Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Проект данного типового договора разработан Минтрудом России и сейчас проходит завершающий этап согласования в рамках РТК.
В трудовом договоре с руководителем учреждения, заключаемым соответствующим органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя, должны быть зафиксированы размер должностного оклада руководителя, условия, порядок и размеры выплат компенсационного (при наличии соответствующих факторов, обуславливающих получение компенсационных выплат) и стимулирующего характера.
Должностной оклад руководителя устанавливается в зависимости от факторов сложности труда, в т.ч. связанных с масштабом управления и особенностями деятельности и значимости учреждения.
Необходимо обратить внимание, что трудовым договором с руководителем будут конкретизированы условия установления выплат стимулирующего характера, показатели и критерии оценки его деятельности. Построение системы оценки деятельности медицинских организаций, руководителей и работников, основанной на единых принципах, предусмотрено Методическими рекомендациями по разработке органами исполнительной власти субъектов РФ планов мероприятий («дорожных карт» «Изменения в отраслях бюджетной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в субъекте РФ», утвержденными приказом МЗ РФ от 29.12.2012 г.
В качестве одного из критериев оценки деятельности руководителя при назначении ему стимулирующих выплат будет учитываться соотношение средней заработной платы работников возглавляемого им учреждения, получаемой за осуществление возложенных на них должностных обязанностей за счет всех источников, и средней заработной платы по соответствующему региону с учетом достижения средних для отдельных категорий работников показателей по каждому субъекту Российской Федерации, определенных указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.
Для руководителей федеральных бюджетных учреждений выплаты стимулирующего характера будут устанавливаться с учетом достижения показателей государственного задания на оказание государственных услуг из расчета до 5% плановых показателей по выплатам на оплату труда, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждений. Данная норма утверждена постановлением Правительства РФ от 28.01.2013г.
Еще одно изменение в части оплаты труда руководителей федеральных учреждений предусмотрено правительственным постановлением от 5 августа 2008 г. в новой редакции. С 2013 г. предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя федерального учреждения и средней заработной платы работников учреждения будет устанавливаться федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в кратности от 1 до 8.
Аналогичные нормы рекомендованы к применению в субъектах Российской Федерации п.24 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013 г., утвержденных Российской трехсторонней комиссий 21 декабря 2012 г.
Вопрос: С 2006 г. мы, врачи – терапевты участковые, получали ежемесячные дополнительные выплаты в размере 10 тысяч рублей.
Прошла информация, что в этом году они выплачиваться не будут. Правда ли это?
С 2013 г. изменяется механизм финансового обеспечения установления дополнительных денежных выплат участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам, работающим с названными врачами в медицинских учреждениях.
Федеральным законом от 29.11.2010 г. "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" установлено, что в пределах и за счет субвенций из бюджета Федерального фонда ОМС осуществляется реализация базовой программы обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации.
Средний подушевой норматив финансирования медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования включает, в том числе, расходы на осуществление денежных выплат указанным категориям работников первичного звена здравоохранения. Объем субвенций Федерального фонда ОМС на 2013 г. предусматривает реализацию указанных мероприятий.
Таким образом, денежные выплаты участковым врачам – терапевтам, участковым врачам – педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам, работающим с указанными врачами в медицинских организациях, производится за счет средств обязательного медицинского страхования, учитывающих увеличение финансового обеспечения расходов, осуществляемых в рамках базовой программы ОМС.
Аналогичным образом будут реализованы денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, скорой медицинской помощи.
На эти нормы обращено внимание в письмах Минздрава России от 25.12.2012 г. о формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 г. и плановый период 2014-2015 г., а также Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 20.11.2012 г., Едиными рекомендациями РТК на 2013 г.
Указанные выплаты относятся к выплатам стимулирующего характера и осуществляются по результатам их деятельности. Условия, порядок установления, критерии и размеры указанных выплат должны быть предусмотрены положениями по оплате труда учреждений, коллективными договорами, региональными соглашениями, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников, и зафиксированы в трудовых договорах с работниками.
Вопрос: Могу ли я занимать должность врача клинической лабораторной диагностики, имея высшее образование по специальности «биолог»?
В соответствии с квалификационными характеристиками должностей работников в сфере здравоохранения, утвержденными приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г., право на замещение должности «Врач клинической лабораторной диагностики» имеет специалист с высшим медицинским образованием.
Для специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, принятых на работу на эту должность до 1 октября 1999 г., сохраняется должность «врач-лаборант».
Вместе с тем, специалисты, не имеющие медицинского образования и принятые на работу после 1 октября 1999 г. в клинико-диагностическую лабораторию, имеют право на занятие должности «биолог».
Как следует из письма Минздравсоцразвития от 31.08.11 г, для занятия должности «врач-лаборант» сертификат специалиста не требуется.