Работодатели требуют “не кошмарить бизнес” проверками, и законы о защите их прав год от года все толще. Госконтроль же делается все менее действенным. Из-за “регуляторной гильотины” правила по охране труда переписывают на скорую руку, и они создают прямую угрозу жизни и здоровью работников. А в ряде отраслей – даже столь опасных, как горное дело, – таких правил на федеральном уровне вовсе нет. Из-за этого страдают и позиции профсоюзов.
НЕОПТИМИСТИЧНАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ При содействии бизнеса и работодателей 26 декабря 2008 года был принят закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” № 294-ФЗ. Вольно или невольно из его названия и содержания усматривается, что должностные лица органов госконтроля (надзора), действующие согласно законодательству и в интересах общества, не очень хорошие люди. Они-де мздоимцы, а весь бизнес – белый и пушистый, все соблюдает и выполняет. Подчеркнем, недобросовестные люди есть везде. Но бизнес оказался проворнее госструктур, и лозунг о том, что его не надо кошмарить, уже несколько лет остается в моде.
За годы существования этого закона в него было внесено 78 (!) поправок, основная часть которых направлена на дальнейшую защиту предпринимательского сообщества и ограничение прав органов государственного надзора. Такая ситуация не могла не сказаться на профсоюзном контроле.
Профсоюзам тоже пришлось учитывать новые реалии. Общеизвестно, что аппетит приходит во время еды. Так и бизнес желает еще больше ограничить права и возможности органов госконтроля (надзора). С этой целью 31 июля 2020 года был принят закон “Об обязательных требованиях в РФ” № 247-ФЗ. Его основные положения вступили в силу 1 ноября 2020 года. Он применяется в том числе вместе с законом № 294-ФЗ, требования которого действуют до 2024 года. Отметим, что закон № 247-ФЗ – многостраничный документ, сложный для восприятия. Он предусматривает новые концептуальные и оптимизированные подходы к организации госконтроля (надзора). Его задача – определить правовые и организационные основы установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах РФ. Кроме того он определяет полномочия различных структур в данном вопросе, а также порядок разработки и вступления в силу нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования.
В нашей стране слово “оптимизация” традиционно ассоциируется с сокращением всего и вся. Законы, указанные выше, сокращают количество проверок, их продолжительность и число требований, подлежащих обязательному исполнению. Это затрагивает сферу трудовых отношений, в частности охрану труда. Сегодня функции государства в сфере обязательного регулирования неуклонно урезаются. Ситуацию можно представить в виде весов, на которых свобода действий работодателя стремительно перевешивает его уменьшающийся груз ответственности. Это отчетливо видно на примере расследования несчастных случаев с работниками. Во многих таких случаях работодатель что-то нарушил, не проконтролировал или не сделал, однако он сам назначает состав комиссии по расследованию и оплачивает услуги привлеченных им же экспертов. А главное, он утверждает акт о несчастном случае. С трудом верится, что с такими возможностями работодатель признает себя виновным в случившемся. Скорее, обвинен будет работник, а если не он, то его бригадир или даже специалист по охране труда.
* * * Сегодня при отсутствии правил по охране труда (и при минимуме обязательных требований в них) принято все проблемы решать через оценку профессиональных рисков. Еще не вступили в силу обновленные требования ТК РФ по профессиональным рискам, а интернет уже кишит предложениями коммерческих структур провести оценку, даже в космосе. Может быть, лучше опуститься с заоблачных высот на землю и четко определиться с нормативной базой по охране труда?
Источник: https://www.solidarnost.org/articles/kogo-koshmarit-biznes.html
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©