На крупнейшем автотранспортном предприятии Псковской области – очередной трудовой конфликт. После открытого письма на имя президента Путина, в котором первичка рассказала о нарушениях колдоговора, началось давление работодателя на профком и возникла новая, подконтрольная руководству, профорганизация. Однако в областном комитете профсоюза говорят: вторую первичку создали сами работники, недовольные действиями профлидера первой.
Очередной виток конфликта между профкомом «Псковпассажиравтотранса» и руководством предприятия привел к разладу внутри профсоюзной ячейки. В результате на АТП была создана вторая первичная организация профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства. Об этом «Солидарности» рассказала председатель первой первички, давно работающей на предприятии, Раиса Куприненко. По ее словам, работников настоятельно просят выйти из старой первички и присоединиться к новой. В «Псковпассажиравтотрансе» работает около 1,5 тыс. человек, около трети коллектива состоят в профсоюзе.
По мнению Куприненко, создание второй профорганизации инициировал работодатель на фоне серьезных претензий коллектива к политике администрации, не выполняющей должным образом положения отраслевого соглашения и коллективного договора.
– У нас сформировался ряд претензий к работодателю. По исполнению норм колдоговора, проведению спецоценки условий труда, размеру зарплат. Мы пытались провести переговоры с руководителем предприятия Юрием Киргинцевым, однако на встрече с коллективом он не сказал ничего определенного. Тогда было решено официально обратиться к администрации с предложением провести коллективные переговоры. Никакого ответа на предложение не поступило. После этого профком решил уведомить о происходящем власти, – рассказала Куприненко.
В конце прошлого года первичка направила открытое письмо в адрес президента России Владимира Путина. В обращении описаны проблемы, опасения за будущее предприятия и судьбу коллектива, а также содержится просьба скорее разобраться в ситуации. После этого на АТП появилась вторая профорганизация и, как сообщает Куприненко, началось давление на членов первой первички.
– На предприятии идет негатив. На людей оказывается давление: мол, не выйдешь из нашей профсоюзной организации – вплоть до увольнения, – говорит предпрофкома.
В областном комитете отраслевого профсоюза сложилось другое мнение о происходящем. Здесь считают, что к разладу между профкомом, руководством и частью работников привело обращение к президенту. Создание же второй профорганизации соотносят с тем, что часть коллектива не поддерживает позицию Раисы Куприненко.
– Она написала письмо в адрес президента, не сообщив о возникших проблемах ни директору предприятия, ни председателю комитета по транспорту, ни в администрацию области, – рассказал глава обкома Василий Дворниченко. – Прежде чем куда-то выносить все это, надо было попытаться решить проблему на местном уровне. Колдоговор колдоговором, но если на предприятии нет свободных денег – откуда их взять?! Областной комитет работает по этому вопросу в тесном контакте с администрацией области, с администрацией предприятия.
Как пояснил Дворниченко, вторую профорганизацию на предприятии решили создать сами работники, считая действия «первого» профкома неадекватными ситуации. Глава обкома считает, что негативное отношение было вызвано именно из-за обращения к президенту, после которого контролирующие ведомства начали проверки, не дающие «Псковпассажиравтотрансу» нормально вести дела.
– Это не «желтая» профсоюзная организация. У нас уставом не запрещено создание профорганизаций. Решили создать. В каждом коллективе есть проблемы, вот они и создали вторую. Она у меня же на балансе. Сейчас там 85 человек. Профорганизации будут функционировать на паритетных началах, – уточнил председатель обкома.
Следует отметить, что за последние годы это не первый раз, когда между профорганизацией данного АТП и его руководством складываются напряженные отношения. Ранее «Солидарность» рассказывала, как предприятие после трудового конфликта и протестных действий коллектива покинул экс-директор Николай Киянец. В профкоме Раисы Куприненко считают, что тяжелая финансовая ситуация в компании и действия нынешнего менеджмента связаны и с той ситуацией, сложившейся в 2018 году при его руководстве.
Комментарии
Андрей Хришкевич, зампред Псковского облсовпрофа:
– В данном случае мы полностью на стороне профорганизации, возглавляемой Раисой Куприненко. Нам непонятны действия руководства обкома, который по сути разделяет профорганизацию, позволяя властвовать администрации. С нашей точки зрения, председатель обкома должен стоять на стороне профсоюзной организации, а не администрации предприятия. Такие действия наносят серьезный ущерб репутации всего профсоюзного сообщества региона.
Владимир Ломакин, председатель профсоюза работников общественного транспорта и дорожного хозяйства РФ:
– Ситуацию в «Псковпассажиравтотрансе» можно назвать кризисной с профсоюзной точки зрения. Постоянный конфликт руководства и профкома обострился из-за противостояния председателя крупнейшей первичной профорганизации в регионе Раисы Куприненко и главы областного комитета нашего профсоюза Василия Дворниченко. Для членов профсоюза это крайне болезненная история. Действительно, в нашем уставе не зафиксировано, что на одном предприятии не может быть двух первичных профорганизаций. Но это не значит, что такая ситуация нормальна. В нормальной практике профсоюзной работы такого, конечно, быть не должно. Обе стороны – обком и первичка – идут на принцип. Страдают же в итоге и члены профсоюза, и весь коллектив. Считаю, что двум профкомам и обкому необходимо сесть за стол переговоров и скоординировать действия. Специалисты отраслевого профсоюза готовы помочь в примирении сторон.
Александр Кляшторин,
Центральная профсоюзная газета «Солидарность»