История системы образования в Псковской области знает множество примеров разнообразных «реорганизаций», которые приводили к фактической ликвидации образовательных учреждений. При этом руководители системы образования, как правило, долго и тщательно подводили учителей и, главное, родителей к принятию факта будущих болезненных перемен. Еще никогда решение, которое может радикально изменить судьбу учеников и учителей, не принималось за день-два до начала учебного года. Еще никогда дети, пришедшие на торжественную сентябрьскую линейку, не узнавали от чиновников, что их образовательное учреждение закрывается, а им предстоит перейти в другую школу – то ли уже завтра, то ли через неделю. Но в случае с центром образования «Подросток», который работает не в малонаселенной псковской деревне, а в самом что ни на есть областном центре, произошло именно это.
Хронология созданного городскими чиновниками конфликта уже всем известна: в пятницу (в последний рабочий день недели) 30 августа начальник управления образования администрации Пскова Анна Кузыченко на пресс-конференции рассказывает, что глава городской администрации Александр Братчиков принял «единственное правильное решение о приостановке деятельности центра «Подросток» – уж больно там условия для образовательного процесса оказались непригодными. Накануне эту информацию в устном виде довели до представителей трудового коллектива «Подростка», а приказ о приостановке образовательной деятельности в здании учреждения на Гражданской, 9 в письменном виде до и.о. руководителя довели лишь 2 сентября. При этом уже в срок «до 2 сентября» руководитель должна была внести изменения в штатное расписание, до этой же даты известить профсоюз и службы занятости «о предстоящем увольнении работников» (неплохо так – для учреждения, которое не закрывается, а лишь приостанавливает свою деятельность). Работников о предстоящем «высвобождении по сокращению штатов» она также должна была уведомить до 3 сентября. Но главное – до 6 сентября «завершить перевод учащихся в другие общеобразовательные учреждения»! И дети, повторю, узнают об этом прямо на торжественной линейке. А большая часть родителей вообще не узнаёт, потому что классов начальной школы в «Подростке» нет, и уже многие мамы-папы просто не сопровождают своих подростков в школу – даже в первый день учебы. Обзвонить же всех педагоги просто не успели по причине внезапности события.
Просто вдумаемся еще раз: у городских чиновников, озаботившихся условиями, в которых учащиеся в «Подростке» дети получают общее и профессиональное образование, было как минимум три месяца на принятие решения о приостановке деятельности центра образования, на работу с педагогическим коллективом, его трудоустройство и на перевод детей в другие общеобразовательные учреждения. Возможно, кто-то из родителей еще летом принял бы решение устроить ребенка в какое-либо учреждение начального или среднего профессионального образования. Ведь каждому псковичу известно, в чем преимущество «Подростка»: там можно освоить и школьную программу, и настоящую рабочую специальность. Для многих учеников «Подростка» это принципиально важно, у них такие жизненные обстоятельства, что работа им нужна как можно скорее. И они могли получить эту работу сразу после окончания учебы в «Подростке». Но этой возможности их лишили в один день. И родителей других учеников, для которых специальность не так важна, лишили возможности спокойно подумать – куда, в какую школу проситься на учебу. Скажем честно: хоть закон и предусматривает для ребенка широкие возможности выбора образовательного учреждения, но не каждый родитель способен выдержать беседы со школьным начальством – а вот у вас тут тройки по всем предметам, может, вам подумать о другом образовательном маршруте (читай: в другом образовательном учреждении, нам-то и своих проблем хватает). И всё же был бы какой-то временной зазор. А у чиновников была бы возможность избежать скандала, сохранить лицо. В конце концов, сделать именно то, о чем говорится в приказе: приостановить работу «Подростка», а не выставить всех на улицу, пообещав на словах, что вечерняя школа примет завтра прям вот всех – учеников в те же классы, учителей и мастеров на те же должности.
Но мы в итоге на 3 сентября имеем дичайшую, невиданную ранее ситуацию: дети уже два дня как должны учиться, а они вместе с родителями мечутся с бумагами о переводе. Некоторые хотят «еще подумать», а им представители управления образования, работавшие вчера в «Подростке», добродушно говорят: ну что тут думать-то, учебный год начался – сколько ты так болтаться будешь? Как будто он по своей вине «болтается»…
На прошлой неделе шквал аплодисментов сорвал губернатор Псковской области Михаил Ведерников, посредством своего инстаграма подвергший уничижительной критике работников дорожной службы. Они, видите ли, при устройстве пешеходной дорожки опору столба электропередач не вынесли, она так и осталась на тротуаре. Я знаю в Пскове немало мест, где эти опоры торчат посередине тротуара, некоторые суеверные граждане огибают их чуть ли не по проезжей части – плохая примета под «козлиными воротцами» пройти. Видимо, губернатор уверен, что вынос опоры был предусмотрен техническим заданием, и средства на этот вид работ был заложен в смете. Поэтому с его стороны подрядчики и удостоились множества хлестких определений, самое мягкое из которых – тупоголовые. А тех, кто не закрывал, но вот так приостанавливал деятельность «Подростка» как назовем – остроголовые? Люди, которые имеют дело не с асфальтом, а с детьми, какой характеристики в этой ситуации заслуживают? Профессионалов с большой буквы «П»? Это какой-то гигантский шаг в новую реальность, конечно. Не хотелось бы к ней привыкать
Елена Ширяева