28-29 марта 2019 года
г. Псков
Социальное партнерство в сфере трудовых отношений – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений.
28 – 29 марта 2019 года в Большом зале Псковского регионального союза организаций профсоюзов «Псковский областной совет профессиональных союзов» (далее – Псковский облсовпроф) состоялся форум профсоюзного актива, посвящённый вопросам создания на территории Псковской области действенной системы социального партнёрства.
Участники Форума согласились с тем, что, несмотря на соблюдение полномочности сторон социального партнерства, в регионе не удаётся до конца расширить влияние социального партнерства на решение важных вопросов, способствующих сохранению социальной стабильности и повышению качества жизни: реальному росту заработной платы, стимулированию и поощрению работников, созданию безопасных и комфортных условий труда, исключению любой дискриминации в трудовых отношениях, предоставлению дополнительных льгот и гарантий.
Участники Форума обсудили вопросы межсекторного партнерства в целях формирования единого социального пространства и выработки эффективных подходов в работе системы социального партнёрства в регионе.
Заслушав и обсудив на пленарном заседании и в ходе панельных дискуссий выступления заместителей Председателя Псковского регионального союза организаций профсоюзов «Псковский областной совет профессиональных союзов» Надежды Партхаль и Андрея Хришкевича, заведующего отделом социально-трудовых отношений и проектной деятельности Николая Марушевского, Руководителя Государственной инспекции труда – Главного государственного инспектора труда в Псковской области Геннадия Иойлева, заместителя директора Института непрерывного образования ПсковГУ Негиной Оксаны Витальевны, Представителя ФНПР в СЗФО Гринник Марии Алексеевны, участники Форума отметили положительные стороны деятельности и обозначили нерешенные проблемы в сфере социального партнёрства, а также выработали стратегию его дальнейшего развития, т.е. эффективного сотрудничества органов государственной власти, профсоюзов и бизнеса на территории Псковской области.
Принимая эту резолюцию, мы, участники Форума:
подтверждаем, что в Псковской области накоплен определённый положительный опыт взаимодействия и сотрудничества органов государственной власти, органов местного самоуправления с псковскими организациями профсоюзов и региональными объединениями работодателей;
считаем, что решение задач устойчивого социально-экономического развития региона требует постоянного совершенствования системы социального партнерства путём вовлечения в этот процесс всех муниципальных образований области и организаций различных форм собственности с целью реального улучшения положения трудоспособного населения Псковской области;
выражаем готовность к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству с органами власти всех уровней и работодателями;
понимаем, что социальное партнерство должно стать непрерывным и взаимовыгодным, а все его участники должны быть социально ответственными;
признаём необходимость проведения на территории Псковской области Единой переговорной кампании;
рекомендуем:
- Псковскому облсовпрофу:
– Предложить Администрации Псковской области рассмотреть и утвердить на заседании региональной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений проект Методических рекомендаций «О единой переговорной кампании на территории Псковской области», разработанный профсоюзной стороной комиссии;
– совместно с областными организациями отраслевых профсоюзов создать Координационные советы организаций профсоюзов в тех муниципальных районах области, где они не созданы, избрать председателей Координационных советов.
- II. Координационным советам организаций профсоюзов
в муниципальных образованиях:
– инициировать создание муниципальных комиссий (в т.ч. отраслевых) по регулированию социально-трудовых отношений в случае их отсутствия;
– инициировать разработку и подписание территориальных соглашений (в т.ч. отраслевых) в случае их отсутствия;
– обеспечить открытость и доступность информации о деятельности территориальных организаций профсоюзов в сфере социального партнерства;
– размещать тексты соглашений на официальных сайтах муниципальных образований области;
– добиваться закрепления в соглашениях обязательств по обеспечению в полном объеме гарантий и социально-трудовых льгот, предусмотренных отраслевыми региональными соглашениями, для всех категорий работников;
– обеспечить максимальную включённость членов профсоюзов в Единую переговорную кампанию.
III. Руководителям органов местного самоуправления:
– предусмотреть в муниципальных нормативных правовых актах полномочия соответствующих структур по ведению переговоров и заключению соглашений с территориальными (местными) отраслевыми организациями профсоюзов и с Координационными советами организаций профсоюзов;
– содействовать созданию муниципальных, в т.ч. отраслевых комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в случае их отсутствия;
– определить первоочередные меры по дальнейшему развитию социального партнерства, а также по реальному улучшению положения лиц трудоспособного возраста на муниципальном уровне.
- До 25 апреля 2019 года начать переговорную кампанию по основным социально-значимым вопросам на региональном, отраслевом и территориальном уровнях социального партнёрства:
1. Оплата труда:
1) Рекомендовать областным организациям отраслевых профсоюзов работников бюджетной сферы совместно с отраслевыми комитетами Администрации Псковской области приступить к разработке и обсуждению новых отраслевых Положений об оплате труда работников на основе Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год.
Профсоюзной стороне предложить установить в Положениях минимальный должностной оклад работникам бюджетной сферы всех отраслей равным минимальному размеру оплаты труда, установленному на федеральном уровне.
Представителям профсоюзной стороны при ведении переговорной кампании озвучить все предложения, высказанные участниками Форума, связанные с оплатой труда работников.
2) Областным организациям отраслевых профсоюзов работников бюджетной сферы осуществить общественный контроль использования фонда оплаты труда работников (ФОТ), уделив особое внимание стимулирующим выплатам, которые должны составлять не менее 30 процентов ФОТ. В настоящее время стимулирующая часть ФОТ, вопреки закону, составляет 15-20 процентов.
3) Псковскому облсовпрофу направить обращения:
– Президенту Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, Администрации Псковской области, Псковскому областному Собранию депутатов – о необходимости установления единых должностных окладов для работников бюджетной сферы на всей территории Российской Федерации.
– Администрации Псковской области – о проведении ежегодной индексации должностных окладов работников бюджетной сферы на основании ст. 134 ТК РФ, в связи с индексом роста потребительских цен на товары и услуги с начала финансового года.
2. Дискриминация и дискредитация в сфере труда
1) В отраслевых положениях об оплате труда работников бюджетной сферы:
– в целях исключения равной оплаты за труд разной ценности (например, учитель, окончивший высшее учебное заведение, получает заработную плату наравне с работниками неквалифицированного труда) установить минимальный должностной оклад равным минимальному размеру оплаты труда, установленному на федеральном уровне;
– установить единый подход к нормированию труда и содержанию должностных обязанностей работникам одноимённых профессий бюджетной сферы.
2) В отраслевых региональных соглашениях закрепить за работодателем обязанность оплачивать курсы переподготовки или повышения квалификации работника за счёт средств работодателя. В настоящее время в связи с переходом на профессиональные стандарты работники вынуждены оплачивать курсы за свой счёт.
3) Отраслевым комитетам Администрации области рекомендовать разработать программы комплекса мер для повышения престижа профессий «учитель», «воспитатель», «врач», «медсестра».
3. Охрана труда
Псковскому облсовпрофу направить обращения Губернатору Псковской области:
– о необходимости разработки региональных программ оздоровления сотрудников бюджетных организаций (по отраслям);
– о выделении дополнительных финансовых средств на обеспечение сотрудников бюджетных учреждений спецодеждой и иными средствами индивидуальной защиты;
– об устранении несправедливости в оплате труда в части отсутствия дифференциации в размерах компенсационных выплат при установлении класса вредности в результате проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах (3.1, 3,2, 3,3 и т.д.).
– о принятии Администрацией области постановления «Об обязательном страховании медицинских, фармацевтических и иных работников государственных учреждений здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью».
- Социальные льготы и гарантии
Псковскому облсовпрофу направить Губернатору Псковской области М.Ю. Ведерникову обращение о необходимости разработки Социального пакета для работников бюджетной сферы. Социальный пакет выполняет несколько функций:
– компенсация невысокого уровня заработной платы;
– привлечение новых сотрудников;
– удержание уже имеющихся сотрудников;
– поддержание стимулирующего фактора в трудовой деятельности.
Предложить включить в социальный пакет следующие позиции:
– санаторно-курортное лечение. Разработать программу оздоровления работников бюджетной сферы либо предусмотреть расходы на ежегодную материальную помощь к отпуску на санаторно-курортное лечение из расчёта 12 койко-дней;
– медицинское обслуживание. Льготное протезирование зубов;
– коммунальные платежи. 100%-ная компенсация расходов на содержание жилого помещения и оплату коммунальных услуг в сельской местности;
– льготные условия кредитования строительства жилья;
– льготное ипотечное кредитование;
– предоставление служебного жилья молодым специалистам бюджетных организаций;
– поощрение высоких профессиональных достижений. Выплата выходного пособия работникам бюджетной сферы, отработавшим 30 лет и более и увольняющимся в связи с выходом на пенсию;
– выплата дополнительного пособия работникам бюджетной сферы по уходу за ребёнком в возрасте от 1,5 до 3-х лет.
- Первичным профсоюзным организациям:
– вступить в переговоры с работодателями по разработке проектов коллективных договоров (внесению изменений в коллективные договоры) после окончания переговоров на региональном, отраслевом, территориальном и территориально-отраслевом уровнях;
– выступить активными партнерами в разработке и реализации социальных программ, способных обеспечить заметное повышение производительности труда и улучшить морально-психологический климат в организации.
Участники Форума выражают уверенность, что практическое воплощение рекомендаций Форума позволит объединить усилия власти, профсоюзов и бизнеса в решении социально-экономических проблем в регионе.