Единство. Солидарность. Справедливость.

Приложение к отчету Формы № 4-ПИ: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА о работе Инспекции труда СОП Псковский облсовпроф в 2017 году

05.03.2018

Инспекция труда СОП Псковский облсовпроф осуществляет свою деятельность по правовому направлению, руководствуясь Конституцией РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Трудовым кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Псковской области, Положением об инспекции труда СОП Псковский облсовпроф, постановлениями Президиума и распоряжениями руководства СОП Псковский облсовпроф.

В состав инспекции труда СОП Псковский облсовпроф по правовому направлению деятельности в 2017 году входили: руководитель инспекции труда, главный правовой инспектор труда в г. Пскове, и правовой инспектор труда в г. Великие Луки (по совместительству – 0,5 ставки).

В соответствии со штатным расписанием СОП Псковский облсовпроф всего в составе инспекции труда по правовому направлению в 2017 году состояло 2,5 единицы.

Правозащитная деятельность за отчетный период осуществлялась по следующим направлениям:

– оказание правовой помощи в разрешении судебных споров (280 правовых действий, включающих в себя оформление исковых и других заявлений, составление ходатайств и запросов, непосредственное участие сотрудников Инспекции труда при рассмотрении дел в судах, контроль за исполнением решения суда);

– контроль за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (37 проверок);

– участие в договорном регулировании социально-трудовых отношений в рамках социального партнерства (64 правовых действия, в том числе экспертиза проектов коллективных договоров, непосредственная правовая помощь в разработке коллективных договоров и соглашений, консультирование по вопросам организации и проведения коллективных переговоров по вопросам заключения новых коллективных договоров и внесения изменений в действующие, разработка форм дополнительных соглашений к коллективным договорам, порядке уведомительной регистрации коллективных договоров и др.);

– участие в нормотворческой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления (4 случая участия);

– информационно-методическая работа по правовым вопросам, обучение профсоюзного актива, руководителей предприятий и организаций, участие в проведении семинаров-совещаний, форумов, круглых столов и др.;

– разъяснительные и агитационные выступления, публикации в СМИ (205 действий, включающих в себя выступления на радио, размещение информации о деятельности Инспекции труда СОП Псковский облсовпроф в сети Интернет (на сайте СОП Псковский облсовпроф, в Псковской ленте новостей, в группе «Вконтакте»), статьи в периодических изданиях (газета «Солидарность», газета «Курьер»), составление информационных материалов по действующему трудовому законодательству);

– оказание консультационных услуг на личном приеме и по телефону по вопросам социально-трудового характера, а также в сфере жилищных, финансовых, гражданско-договорных правоотношений (порядка 5 813 посещений и устных обращений).

В целом анализ работы инспекции Псковского облсовпрофа по правовому направлению деятельности показал, что экономическая эффективность от всех форм правозащитной работы инспекции труда в 2017 году составила более 4,7 миллионов рублей.

За отчетный период работники инспекции труда по правовому направлению деятельности приняли участие в работе следующих комиссий (комитетов):

– Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений на территории муниципального образования «город Псков»;

– Межведомственная комиссия при Администрации Псковского района по вопросам контроля за полной и своевременной выплатой зарплаты; 

– Межведомственная группа по осуществлению надзора за полнотой и своевременностью выплаты заработной платы при Прокуратуре Псковской области;

– Комиссия Псковского регионального отделения ФСС РФ по соблюдению требований к профессионально-этическому поведению работников отделения и урегулированию конфликта интересов.

В 2017 году специалистами инспекции труда СОП Псковский облсовпроф принято участие в 131 судебном заседании.

Предметом обращения в суды в указанный период являлись:

– иски о признании приказов о применении дисциплинарных взысканий незаконными, подлежащими отмене;

– иски о включении периодов работы в страховой стаж для расчета размера страховой пенсии по старости;

– иски о включении периодов работы и иной деятельности в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении на орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости;

– иски о возложении на орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, обязанности по назначению единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета;

– иски о включении периодов работы в стаж государственной гражданской службы для определения размера ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ;

– иски о признании незаконным отказа во включении заявителя в список лиц, представляемых к присвоению звания «Ветеран труда».

Среди случаев эффективной судебной защиты прав и интересов членов профсоюза в 2017 году можно отметить следующие.

  1. В результате обращения в суд удалось отстоять право члена профсоюза – медицинского работника на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Через суд были включены в льготный стаж члена профсоюза периоды нахождения в отпусках по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком в льготном исчислении: как 1 год за 3 год и 3 месяца (работа в поселке городского типа).

Сложность данного процесса заключалась в том, что по документам работодателя отпуск по уходу за ребенком начался с 12 октября 1992 года – то есть после внесения изменений в КЗоТ РСФСР от 6 октября 1992 г., после которого данный период перестал подлежать включению в стаж для досрочного назначения пенсии.

Однако, при анализе таких обстоятельств как дата рождения ребенка и установленной действующим в тот период законодательством продолжительности послеродового отпуска было установлено, что фактически послеродовой отпуск закончился в конце сентября 1992 года и фактически отпуск по уходу за ребенком начался также в конце сентября 1992 г. При таких обстоятельствах отпуск по уходу за ребенком должен был быть включен в специальный стаж члена профсоюза, поскольку начался до 6 октября 1992 года.

По данному делу состоялось 4 судебных заседания и в итоге судом было вынесено положительное решение.

При вынесении данного решения суд исходил из следующего.

С учётом положений, действовавшего законодательства на момент предоставления истцу отпусков по беременности и родам, в льготный стаж ей должно быть засчитано, в том числе, время её нахождения в отпусках по беременности и родам (дородовых и послеродовых) и в отпусках по уходу за ребёнком, родившимся 21.07.1992 года. В период отпуска по беременности и родам и в период частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком истцу производились выплаты пособий по государственному социальному страхованию.

В силу положений ст. 71 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик и ст. 165 КЗоТ РСФСР, на момент родов  – 21.07.1992 г., продолжительность отпуска по беременности и родам составляла пятьдесят шесть календарных дней до родов и пятьдесят шесть календарных дней после родов в случае нормальных родов. Установлено, что роды у истца прошли нормально, без осложнений.

Отсюда видно, что право на получение частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до исполнения ребёнку полутора лет, и отпуска без сохранения заработной платы до исполнения ребёнку трёх лет, возникло у нее в сентябре 1992 г.

Данный отпуск в силу положений ст. 167 КЗоТ РСФСР, она могла использовать полностью или по частям, в любое время, до исполнения ребёнку полутора или трёх лет.

Как указано выше, статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного отпуска в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Поэтому, независимо от того, что приказом работодателя отпуск по уходу за ребёнком, родившимся 21.07.1992 г. был предоставлен с 12 октября 1992 г., с учётом правовой позиции Конституционного и Верховного Судов Российской Федерации о правовой определённости и связанной с ней предсказуемости законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, истец имеет право на включение всего периода отпуска по уходу за ребёнком в льготный стаж, дающий ей право, на досрочное назначение пенсии.

  1. Был еще один интересный случай защиты права члена профсоюза – медицинского работника на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) члену профсоюза было отказано в назначении льготной пенсии в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с тяжелыми условиями труда, поскольку в его специальный стаж не были включены периоды работы с 29.05.1995 года по 19.03.2006, с 17.04.2006 по 31.12.2006 в должности медицинской сестры в МУ «Иммунологический центр», ( с 26.08.1999 – МУ «Поликлиника №4 – городской иммунологический центр», с 03.04.2006 – МУЗ «Поликлиника №4 – городской иммунологический центр»), по 16.04.2006 г.

Отказ был связан с тем, что Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, в разделе XXIV “УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ”, поименованы Работники, непосредственно обслуживающие больных: а) в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах: Средний и младший медицинский персонал.

Истцом не было представлено доказательств выполнения работы в инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований члена профсоюза суд исходил из следующего.

Согласно трудовой книжке истца она с 29.05.1995 принята на должность медсестры Иммунологического центра.

Должность медсестры относится к среднему медицинскому персоналу.

С 26.08.1999 МУ «Иммунологический центр» переименован в МУ «Поликлиника №4 – городской Иммунологический центр». С 03.04.2006 МУ «Поликлиника №4 – городской Иммунологический центр» переименован в МУЗ «Поликлиника №4 – городской Иммунологический центр». С 01.01.2007 МУЗ «Поликлиника №4 – городской Иммунологический центр» реорганизовано в форме присоединения к МУЗ «Городская инфекционная больница». С 28.02.2007 МУЗ «Городская инфекционная больница» переименована в МУЗ «Псковская городская поликлиника №2». С 13.01.2012 МУЗ «Псковская городская поликлиника №2» переименовано в ГБУЗ ПО «Псковская городская больница №2».

Из устава учреждения следует, что основным предметом деятельности Центра является медицинская деятельность, а именно:- диагностика, лечение, мониторинг больных с нарушением иммунного статуса (больные долго и часто болеющие инфекциями, которые трудно поддаются лечению),- диагностика, лечение, мониторинг больных с вирусными поражениями печени и герпетическими инфекциями различных локализаций, – диагностика, лечение, мониторинг хронических и медленных инфекционных заболеваний, – диагностика, мониторинг и комплексная вакцинопрофилактика, – обеспечение охранительных и комфортных условий лечения больных (л.д.14 – 21).

Согласно Приказу № 2 Председателя комитета здравоохранения Администрации г. Пскова от 10.01.1995 на базе Медсанчасти «Псковмаш» создан городской иммунологический центр в целях более качественного оказания медицинской помощи при заболеваниях, связанных с нарушением иммунного статуса, вирусными поражениями печени, хроническими и медленными инфекциями.

Из приказа №2-к от 09.01.2007 по городской инфекционной больнице следует, что персоналу МУЗ Поликлиники №4 – Иммунологический центр в связи с его реорганизацией в форме присоединения к МУЗ «Городская инфекционная больница», в том числе истцу – медсестре инфекционного кабинета поликлиники разрешить расширение зоны обслуживания с оплатой 50%.

Из данного приказа видно, что истица до присоединения МУЗ Поликлиники №4 – Иммунологический центр к МУЗ «Городская инфекционная больница» работала медсестрой именно в инфекционном кабинете, что соответствует описанию должности и места работы согласно разделу XXIV “УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Списка №2.

 В 2017 году специалистами инспекции труда Псковского областного совета профессиональных союзов проведено 37 проверок соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с пунктом 2.3.20. Устава СОП Псковский облсовпроф одним из видов деятельности организации является: осуществление профсоюзного контроля над соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (включая законодательство об охране труда), выполнением условий коллективных договоров, соглашений. Содействие реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, занятости.

Правовыми инспекторами СОП Псковский облсовпроф при проведении проверок в 2017 году, устанавливалось следующее:

– в нарушение ч. 6 ст.136 Трудового Кодекса РФ в правилах внутреннего трудового распорядка не установлены дни выплаты заработной платы работников организации;

– в расчётных листках работников не установлены в полном объёме все составные части заработной платы;

– график отпусков на 2017 работодателем не оформлен и не утверждён  с учётом мнения представительного органа.

– в нарушении п. 12 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утверждённых постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225, с записями в трудовых книжках о выполняемой работе, переводе на другую работу и увольнении, работодатель не ознакамливает их владельцев под расписку в их личных карточках, в которых повторяются записи, внесённые в трудовые книжки. Нет подписи работников, даты, основания. Также отсутствует подпись работника кадровой службы;

– в нарушении ч. 2 ст. 22, ч. 1 ст.68 Трудового Кодекса РФ в приказах по личному составу отсутствуют подписи работников в их ознакомлении;

– приказы по личному составу не соответствуют унифицированным формам (постановление Госкомстата №1 от 05.01.2004) и оформлены не надлежащим образом;

– в нарушение ч. 3 ст. 68, ч. 2 ст. 22 Трудового Кодекса РФ работодатель до подписания трудового договора не ознакомил работников под роспись с локальными нормативными актами, действующими на тот момент;

– в нарушение ст. 103 Трудового Кодекса РФ при составлении графика сменности (работодатель не учитывает мнение представительного органа и не знакомит с графиками сменности работников под роспись;

– в нарушение ч. 3, ч. 6 ст. 136 Трудового Кодекса РФ заработная плата работников переводится на банковскую карту без их письменного согласия. Заявление на перечисление денежных средств в кредитную организацию отсутствует.

Анализ результатов проверок, проведенных правовой инспекцией труда в 2017 году, показывает, что нарушения трудовых прав членов профсоюзов имеют распространенный характер, выявляются неоднократно, имеют тенденцию к повторению, в связи с чем проблема соблюдения работодателями трудового законодательства продолжает оставаться одной из наиболее актуальных в сфере социально-трудовых отношений.

По результатам проверок во всех случаях специалистами инспекции труда оформляются рекомендации, справки, акты, представления, содержащие требования об устранении выявленных нарушений.

При необходимости материалы проверок направляются в Государственную инспекцию труда в Псковской области или в органы Прокуратуры.

Уставная деятельность по осуществлению контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права осуществлялась на основании обращений членских организаций о включении организаций в план проверок на 2017 год, на основании поступавших жалоб от членов профсоюзов о нарушении их трудовых прав работодателем.

В целом деятельность инспекции труда СОП Псковский облсовпроф в 2017 году показала, что осуществляемые ею виды деятельности являются актуальными и востребованными среди членских организаций и членов профсоюза, оказание юридической помощи специалистами Инспекции труда СОП Псковский облсовпроф является эффективным.

Кроме того, проводимые проверки способствуют сокращению нарушений трудового законодательства работодателями, способствуют восстановлению нарушенных прав членов профсоюза в связи с чем должны носить массовый характер и охватывать как можно большее количество предприятий и организаций, в которых работают члены профсоюза.  

Руководитель инспекции труда 

СОП Псковский облсовпроф                                                           А.Б. Стегний


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

586 просмотров