Председатель Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации Игорь Потапов ответил на открытое письмо трудового коллектива Дедовичской районной больнице к врио губернатора Псковской области Михаилу Ведерникову. Напомним, что обращение дедовичских медиков было размещено на сайте губернатора 21 декабря 2017 года. В нем трудовой коллектив настоятельно просил Михаила Ведерникова помочь больнице погасить кредиторскую задолженность в размере 15 миллионов рублей. Задолженность растет из года в год, в связи с чем данному учреждению здравоохранения не хватает средств на закупку лекарств в стационаре, расходных материалов, диагностического оборудования. Также медики обращали внимание врио губернатора на то, что в отношении них фактически не выполняются майские указы президента: «из-за нехватки медработников врачи и медсестры больницы работают на 2-3 ставки, и соответственно средняя заработная плата достигает среднего уровня по региону. По факту получается, чтобы получить достойную зарплату врач вынужден буквально жить в больнице и работать на износ».
По поводу кредиторской задолженности председатель Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации сообщил обратившимся следующее: «Согласно действующему законодательству учредитель бюджетных и автономных учреждений не несет субсидиарной ответственности по обязательствам данных учреждений, за исключением случаев возмещения причиненного вреда гражданам.
Финансово-хозяйственная деятельность бюджетных и автономных учреждений осуществляется на основании плана финансово-хозяйственной деятельности, составляемого на финансовый год и плановый период и утверждаемого руководителем учреждения.
При соблюдении учреждениями финансовой дисциплины и обеспечения выполнения утвержденных показателей по поступлениям и выплатам денежных средств, образование кредиторской задолженности находится под контролем руководителя и не имеет необоснованной тенденции к росту.
Основные причины образования задолженности – допущение учреждениями принятия обязательств без учета временных поступлений средств за выполненные медицинские услуги от страховой медицинской организации; сниженное получение доходов по оказанию амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по причине невыполнения планового задания в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, в т.ч. в связи с дефицитом отдельных врачей-специалистов. Основная причина образования задолженности в учреждениях, финансовое обеспечение которых осуществляется преимущественно из областного бюджета, – задержка финансирования.
При формировании кредиторской задолженности в результате непредставления (неполного представления) бюджетом области в текущем финансовом году субсидий на выполнение государственного задания при его выполнении учреждениями, субсидий на иные цели при выполнении учреждениями соответствующих мероприятий, в следующем финансовом году бюджетные ассигнования областного бюджета будут предоставлены бюджетным учреждениям на недофинансированную сумму для погашения задолженности по принятым обязательствам. Относительно погашения обязательств учреждений, принятых не за счет средств областного бюджета и (или) при превышении показателей планов финансово-хозяйственной деятельности, обязанность бюджета области по финансированию не возникает».
Относительно исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее – Указ) Игорь Потапов пояснил: «Согласно Указу повышение оплаты труда врачей, среднего медицинского персонала, младшего медицинского персонала к 2018 году до, соответственно, 200%, 100% и 100% осуществляется с учетом достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг. Средства на выполнение Указа доводятся в виде увеличения размеров тарифов обязательного медицинского страхования и нормативов затрат на оказание государственных услуг и работ за счет средств областного бюджета. При невыполнении медицинскими организациями доведенного государственного (планового) задания снизится доступность и качество медицинской помощи населению и, как следствие, объем финансирования учреждения.
Мониторинг достижения показателей повышения оплаты труда медицинским работникам осуществляется в соответствии с данными, предоставляемыми государственными учреждениями здравоохранения Псковской области по форме статистического наблюдения ЗП-здрав «Сведения о численности и оплате труда работников сферы здравоохранения по категориям персонала».
Форма статистического наблюдения ЗП-здрав утверждена приказом Росстата от 07.10.2016 № 581 «Об утверждении статистического инструментария для проведения федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее – приказ Росстата 581).
В соответствии с пунктом 14 Приложения № 3 приказа Росстата 581 фонд начисленной заработной платы включает все суммы выплат независимо от источников их финансирования, включая единовременные поощрения (гранты) работников за счет средств бюджетов; оплату стоимости бесплатно (полностью или частично) предоставленных работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации жилых помещений и коммунальных услуг или суммы соответствующего денежного возмещения компенсации; суммы, уплаченные организацией в порядке возмещения расходов работников (не предусмотренные законодательством Российской Федерации) по оплате жилого помещения (квартирной платы, места в общежитии, найма) и коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 15 Приложения № 3 приказа Росстата 581 работник, принятый на одну ставку, но получающий в одной организации две, полторы или менее одной ставки или оформленный в одной организации как внутренний совместитель, учитывается как один человек (целая единица). При этом работник, состоящий в списочном составе организации и выполняющий работы на условиях внутреннего совместительства, включая совмещение профессий (должностей), учитывается один раз по месту основной работы.
Тем самым, исполнение Указа осуществляется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
По итогам 11 месяцев 2017 г. уровень среднемесячной заработной платы по отдельным категориям медицинских работников ГБУЗ ПО «Дедовичская районная больница» в соответствии со статистическими данными ЗП-здрав учреждения составил: врачи – 30 628,02 руб.; средний медицинский персонал – 16 381,06 руб.; младший медицинский персонал – 10 546,05 руб».