Навстречу заседанию
Генерального Совета ФНПР
Осенью 2017 года, во многих отношениях года юбилейного (это и столетие двух русских революций, и десятилетие участия России во Всемирном дне действий «За достойный труд»), профсоюзы России выступили в защиту «достойного труда». Основной формой проведения акции стали, по решению руководящих органов ФНПР, заседания трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. По данным департамента общественных связей ФНПР: «Акция прошла в 70 регионах Российской Федерации. В основных и дополнительных формах проведения приняло участие более 1 млн. 416 тыс. человек, из них более 386 тыс. – молодежь. Состоялось 844 заседания территориальных трехсторонних комиссий, 6 митингов, 206 пикетов, 20986 собраний, 408 других мероприятий».
Не осталась в стороне и депрессивно-вымирающая Псковская область. В Великих Луках, помимо заседания муниципальной трехсторонней комиссии, прошел пикет с основным лозунгом «достойного труда» – «Работающий человек не может быть бедным!», а в Пскове до 7 октября, собственно Всемирного дня действий «За достойный труд», прошел только профсоюзный митинг, а вот заседание региональной трехсторонней комиссии в связи с событиями, изменившими политическое пространство региона, было перенесено на 10 дней и состоялось только 17 октября 2017 года.
В повестку дня заседания были включены пять вопросов:
– о проекте Регионального соглашения между администрацией Псковской области, псковскими организациями профсоюзов и региональными объединениями работодателей области на 2018-2020 годы;
– о проекте Соглашения о минимальной заработной плате в Псковской области на 2018 год;
– о ходе реализации «майских указов» Президента РФ в части заработной платы работников бюджетных отраслей за 1 полугодие 2017 года;
– индексация заработной платы работников бюджетной сферы в Псковской области в 2018 году;
– о мерах, направленных на предупреждение производственного травматизма, и о проведении специальной оценки условий труда на предприятиях, в организациях и учреждениях Псковской области.
Как видим, два вопроса повестки дня напрямую касались работников бюджетной сферы и фактически объединялись одной тематикой – уровнем оплаты труда. Того самого, который должен быть «достойным». При этом Псковская область и в 2015, и в 2016 годах занимала последнее место среди регионов Северо-Западного федерального округа по уровню денежных доходов населения, уровню среднемесячной заработной платы и ряду других показателей уровня жизни. Если же взять бюджетную сферу, то в 2016 году Псковская область стойко находилась «в конце списка» по уровню оплаты труда отдельных категорий работников. Например, по уровню заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений Псковская область занимает 82-е место из 85 субъектов Российской Федерации (16923 рубля); педагогических работников образовательных учреждений общего образования – 80-е место (20308 рублей); дополнительного образования – 83-е место (17495 рублей); преподавателей и мастеров производственного обучения – 80-е место (18880 рублей); высшего профессионального образования – 81-е место (32096 рублей); младшего медицинского персонала – 83-е место (11751 рубль); научных сотрудников – 83-е место (23166 рублей).
Впечатляющие показатели. Особенно по уровню оплаты труда младшего медицинского персонала – 11751 рубль. Напомним, что данные показатели СРЕДНЕГО уровня оплаты труда обозначают, что определенное количество работников получают заработную плату меньше этого показателя, а прожиточный минимум, на минуточку, в Псковской области к концу 2016 года для трудоспособного населения – 11316 рублей. Отметим также тенденцию региональных чиновников в средние показатели заработной платы включать так называемое «итого» работника, т.е. цифру заработка без учета количества ставок, на которые работник вынужден работать для того, чтобы получить это самое «итого». А по данным той же самой статистики, «коэффициент совместительства» среди младшего медицинского персонала равен примерно 1,5.
Вот и получается, что в «социальном», по Конституции РФ, государстве работники, выполняющие государственные конституционные обязательства (о праве человека на охрану здоровья, и даже где-то «бесплатное»), работая на 1,5 ставки, получают немногим более ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА. Показателя, обеспечивающего элементарное поддержание жизненных сил. При этом только одного взрослого человека. Ибо прожиточный минимум на каждого ребенка в Псковской области к 2017 году – это еще 10157 рублей. А вот размер государственного ежемесячного пособия на ребенка в Псковской области составляет целых 225 рублей, или примерно одну сорок пятую от прожиточного минимума.
Теперь попытаемся решить простую арифметическую задачку: 11316 + 10157 = 21473 рубля (сумма двух прожиточных минимумов на мать и ребенка) и 11751 + 225 = 11976 рублей (сумма зарплаты матери, работающей на должности младшего медицинского персонала, и ГОСУДАРСТВЕННОЕ пособие на ребенка). Внимание! Вопрос! (Не будем его формулировать в негативном ключе, а сделаем, как нас учат чиновники, в оптимистической форме). Кто из них двоих останется жив и какая демографическая ситуация в данном регионе?
Это всего один пример одной из категорий работников бюджетной сферы. А есть еще и сельские библиотекари, у которых требуют «достойный труд» за 0,13% от ставки, которая почему-то номинально менее МРОТ.
А потом в Псковской области чиновники удивляются, что не хватает значительного числа специалистов. Не идут почему-то работать молодые специалисты в бюджетную сферу. Но в отчетах о выполнении «дорожных карт», которые отсылаются Президенту, исключительно «всё хорошо».
Да и большинство депутатов Псковского областного Собрания, как флюгеры, месяц назад говорившие, что индексация окладов работников бюджетной сферы ухудшает положение бюджетных учреждений, а спустя месяц, в других условиях, вдруг оказываются «затебее всех» за индексацию.
В заключение очередной «Точки зрения», вновь осветившей положение «бюджетников» Псковской области, хотелось бы отметить, что сложившееся при неустанном труде «эффективных менеджеров» положение в Псковской области как-то не совсем соответствует основному документу РФ, на основании которого должны писаться все остальные законы и нормативные акты, и пора уже кому-то привести всё содеянное воплощенное «эффективными менеджерами» в соответствие с этим документом. И именно об этом стоит говорить на «трехсторонних комиссиях».
Андрей Хришкевич