1. Проблема вовлечения молодежи в профсоюз является проблемой и молодежи, и профсоюза. При этом каждой из сторон она воспринимается как проблема недостатков исключительно противоположной стороны.
2. Массовое создание молодежных советов не привело к существенному омоложению профструктур. В большинстве случаев работа молодежных советов сводится к борьбе за строку в бюджете и официальное утверждение собственных полномочий.
3. Отсутствие “кадровых лифтов” в большинстве профсоюзных структур воспринимается молодежью как данность, с которой “ничего нельзя поделать”. Она и не пытается.
4. У профсоюзной молодежи в массе своей отсутствует понимание того, что к собственному кадровому росту в структуре следует относиться как к процессу, которым надо (на сегодня) заниматься самостоятельно. При этом имеют место ситуации, когда “самостоятельный кадровый рост” реализуют не “молодые профактивисты”, а “молодые профбюрократы”.
5. Формальный подход к профсоюзной идеологии, заключающийся в декларировании идеологических тезисов без какой-либо реализации их на практике, приводит к тому, что “старшие товарищи” в профдвижении позиционируют себя как “прагматики”. Таким же образом в “прагматическое” (прокрустово) ложе загоняются все идеологические (пусть даже и романтические) “порывы” молодежи.
6. Разрыв “идеологического шаблона” (в теории одно – на практике другое) приводит к отсутствию со стороны молодежи какой-либо живой, непосредственной “реакции действия”, которая замещается “реакцией бюрократа”.
7. В рамках профдвижения основными формами самореализации молодежи, структурированной в советы и пр., стали либо культурно-развлекательные, спортивные конкурсы, либо “форумы имени самих себя”.
8. Участие профсоюзной молодежи в публичных акциях крайне редко связано с проведением акций, ориентированных на оказание поддержки конкретному профкому, профорганизации, отдельной реальной ситуации, кампании солидарности.
9. Обычно публичные мероприятия профсоюзной молодежи либо связаны с национальными или международными кампаниями и призваны продемонстрировать “молодое лицо профсоюзов”, либо это чисто информационные пикеты (“знай свои права”, “вступай в профсоюз”, “от СПИДа – презерватив, от работодателя – профсоюз”).
10. Случаи пропагандистских кампаний с участием профсоюзной молодежи в подавляющем большинстве имеют характер “пропаганды вообще”, без какой-либо конечной осязаемой цели (создания профорганизации, увеличения профчленства, кампании солидарности или протеста против конкретного работодателя с целью принудить его к чему-либо).
11. В связи с этим в представлении молодежи профсоюзная работа выглядит либо как в чистом виде “бумажная”, “бюрократическая”, “работа с органами власти”, либо как связанная с довольно общими, часто абстрактными, понятиями, никак не выходящими (или выходящими через сложную логическую цепочку) на тему помощи конкретному члену профсоюза, профорганизации и пр.
12. На смену идеологии, реализуемой формально, должна прийти идеология, реализуемая через практическую деятельность. То есть – через оказание реальной помощи, проведение кампаний солидарности или протеста, направленных на разрешение проблем отдельных профорганизаций. Только целенаправленное внедрение “идеологии практического профсоюзного действия” способно качественно изменить роль и место молодежи в профсоюзном движении.
Источник: газета "Солидарность" №35