Недавно состоялось заседание рабочей группы региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, на которой рассматривалось несколько занимательных инициатив администрации Псковской области («занимательных» от слов «им нечем заняться?»).
Одна из них предполагает внесение изменений в Закон Псковской области «Об отраслевых системах оплаты труда работников бюджетной сферы Псковской области». Изменения эти со стороны чиновников областной администрации, как всегда, мотивируются «заботой о социальной справедливости и благополучии народа». А чем же ещё? Ведь вся администрация вслед за Правительством РФ только и думает, что бы еще реформировать «на благо народа».
Так вот, в этот раз администрация Псковской области озаботилась тем, что некоторые руководители бюджетных организаций подозрительно хорошо живут. Тут, понимаете, кризис на дворе, все экономят, Министерство финансов недосыпает (в прямом и переносном смысле), отдельные должностные лица в добровольном порядке себе зарплаты снижают, а эти…, как говорилось в известном фильме: «Слишком много кушать…».
И решили чиновники администрации Псковской области, а если судить по пояснительной записке к законопроекту, то чиновники Государственного комитета Псковской области по труду и занятости населения, убрать из фонда оплаты труда бюджетной организации резервирование 15% средств, предусмотренных на выплату должностных окладов руководителям для выплат стимулирующего характера.
Переводя с финансового на русский: руководителю бюджетного учреждения теперь в фонд оплаты труда будет закладываться только оклад и компенсирующие выплаты. Стимулирующие выплаты (премия), которые согласно положению определяет вышестоящее начальство, больше в фонде оплаты труда организации присутствовать, даже теоретически, не будут.
Тут возникает вопрос: они вообще выплачиваться не будут? Никогда? Или в каких-то случаях будут? Тогда «за чей счет банкет»? В смысле, откуда будут изъяты эти самые стимулирующие, если в фонде оплаты труда их теперь не будет? На данный вопрос, обращенный к председателю Государственного комитета Псковской области по труду и занятости населения в ходе заседания рабочей группы трехсторонней комиссии, последовал исчерпывающий ответ: «Без комментариев».
Надо сказать, что эта фраза: «Без комментариев» стала лейтмотивом этого заседания. Практически на любую попытку профсоюзной стороны прояснить ситуацию звучало: «Это позиция губернатора», а затем – «Без комментариев», как модно сейчас говорить, «от слова совсем»…
Кроме ликвидации в фонде оплаты труда статьи на стимулирование руководителей, чиновники администрации Псковской области предлагают еще и уменьшить им повышающий коэффициент к окладу: ранее этот коэффициент, определявшийся исходя из масштаба управления учреждением, был на уровне от 1 до 4, а теперь предлагает снизить его до уровня от 1 до 2.
Здесь опять нужен перевод. Если раньше в зависимости от размеров учреждения, от степени инновационности программ, от сложности взаимодействия с подчиненными структурами учреждения делились на четыре группы, то теперь на две. Наверное, на «большое» и «маленькое», а поскольку благодаря неустанной заботе чиновников администрации Псковской области у нас в регионе теперь все «маленькое», то и коэффициент 2, возможно, будет как морковка перед осликом: на бумаге существовать, но не применяться.
Вроде бы, всё предельно понятно. Стимулирующие у руководителей уберут, коэффициенты снизят. Не важно, что на основании всех существующих директив «из центра» «не допускается при сохранении объемов выполняемых работ снижение оплаты труда работников бюджетной сферы». При этом в директивах не указано: «за исключением руководителей бюджетных учреждений». Значит, у всех работников «не допускается» вне зависимости от должности. Но у нас в Псковской области чиновники умеют читать между строк. А еще очень хорошо умеют «бороться с коррупцией».
Видимо, в целях борьбы с коррупцией существовавший закон, в котором, как мы упоминали выше, было прописано, откуда брать средства на стимулирующие выплаты руководителей, какие коэффициенты и за что устанавливались, то есть было всё прозрачно и открыто, после изъятия этих положений теперь дополняется важным пунктом. В данном пункте говорится: «Без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы, указанного в пункте 8 настоящей статьи, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных учреждений Псковской области, включенных в перечень, утвержденный актом администрации области».
После прочтения данного пункта законопроекта сразу вспоминается: «Так вот где собака порылась!» Или нетленные строки Джорджа Оруэлла: «Все равны, но некоторые равнее». Получается, что, исключив прозрачный механизм формирования зарплат руководителей бюджетных учреждений, администрация области присваивает себе право издавать некий «ПЕРЕЧЕНЬ», в котором можно указывать, кто из руководителей бюджетных учреждений будет получать иную заработную плату, без оглядки на какие-то там законодательные соотношения и ограничения. А по каким критериям будет формироваться данный перечень? По личной лояльности? По цвету глаз? Или по принадлежности к какой-либо партии?
В любом случае, замена законодательно закрепленного механизма регулирования оплаты труда на некие акты администрации есть не что иное, как узурпация исполнительной властью полномочий, ей не принадлежащих. Или мы стремимся к построению самодержавия в отдельно взятой области? Интересно, а губернатор знает, что его так подставляют ретивые подчиненные? Или это и есть «позиция губернатора»?
Следующим вопросом, которого коснулись участники заседания, стал вопрос реформирования бюджетных учреждений области путем исключения из их штатных расписаний всех «непрофильных» ставок.
Ну, о подобной «инициативе» Министерства финансов РФ, выложенной на сайте ведомства в сентябре 2016 года, «Точка зрения» уже писала. Вот чиновники Псковской областной администрации и принялись исполнять директиву Минфина.
По предложению чиновников в штатном расписании бюджетного учреждения не должно оставаться уборщиц, гардеробщиц, сторожей, слесарей и т.п. Всё это должно перейти на аутсорсинг. То есть теперь уборщица не будет работать, например, в школе, а работать будет в клининговой (прости господи) компании, которой школа будет перечислять средства за выполненную работу.
При этом непонятно: уборщица будет постоянно находиться в школе (согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям «влажная уборка рекреаций и общих помещений в образовательном учреждении должна проводиться не менее трех раз в день») или три раза в день будет приходить, приезжать из своей компании?
Самое важное в этом процессе то, что чиновники не настаивают на том, что выполнение данных работ теми, кто трудится на аутсорсинге, будет для бюджетной организации стоить меньше, чем оплата труда штатного сотрудника. Нет. Для чиновников важнее то, что это позволит сократить ФОНД ОПЛАТЫ ТРУДА бюджетного учреждения. Ведь расходы на услуги «сторонних» организаций проходят по другой строчке бюджета. Пусть там хоть в разы увеличится, главное, что можно отчитаться: по фондам оплаты труда в области достигнута ЭКОНОМИЯ. Там, «наверху», это заметят и непременно ОТМЕТЯТ. А что еще для бюрократа надо?
Ведь в последнюю очередь «заботящиеся о народе» чиновники думают о тех людях, которые сейчас за минималку работают в бюджетных учреждениях на этих должностях. В большинстве своем это пенсионеры, которые работают, чтобы выживать в условиях «чиновничьей заботы». Теперь им придется заново оформляться в некую компанию, контору, фирму, где за тот же объем работы им могут предложить меньшую зарплату. Руководству-то компании тоже захочется получать зарплату, и не такую, как у простой уборщицы. А новых объемов работ в бюджетных учреждениях точно не появится.
И самое главное, что и здесь на вопрос: «Вы понимаете, что вы делаете»? звучал ответ: «Без комментариев».
Откровенно поражает в этой ситуации то, что чиновники в ходе этого заседания рабочей группы Псковской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений больше даже не пытались «играть» в «социальное партнерство». Они напрямую заявляли: «Это позиция губернатора, закон будет принят». И плевать им уже на то, что в российском законодательстве определено следующее: законопроекты, касающиеся социально-трудовых отношений, не получившие одобрения соответствующих трехсторонних комиссий, не должны рассматриваться. Теперь для чиновника имеет значение только «глас свыше», а не какое-то «общественное мнение».
Удивительно, что всё это происходит на фоне интересной избирательной кампании президента одной далекой, но очень «демократичной» державы, где чиновники, СМИ и «средний класс» считали, что их кандидат уверенно победит, но на выборы пришли те, кто туда долго не ходил, жители глубинки, и теперь «элита» бесится на митингах: «не наш президент». Неужели и российские чиновники на фоне «головокружительных побед» при низкой явке избирателей уверовали в свою непогрешимость и вседозволенность? Но если вспомнить историю, то сначала «народ безмолвствует», а потом собирает «первое и второе ополчение» против «семибоярщины».
В завершение сегодняшней «Точки зрения» мы не будем подводить итоги, делать выводы, а просто напомним, что на этой неделе была 99-я годовщина тех событий, которые 70 с лишним лет назывались Великой Октябрьской социалистической революцией. Которую совершил народ, а ведь тоже сначала «безмолвствовал»…
Заместитель председателя СОП Псковский облсовпроф Андрей Хришкевич