Единство. Солидарность. Справедливость.

Водитель

12.10.2016

Профессия «водитель» тесно связана с историей развития самодвижущихся транспортных средств. Первые водители (шоферы) появились в Европе в конце XVIII века. Они управляли паровыми повозками, которые могли развивать скорость не более 7 километров в час. Самый первый автомобиль сконструировал француз Николя Кюньо в 1770 году. Но это был всего лишь прообраз той машины, которую в 1885 году сконструировал немецкий инженер Карл Бенц. Это был первый автомобиль с бензиновым двигателем. Машина передвигалась немного быстрее пешехода. Люди смеялись над этим механическим уродцем и называли его «самобеглая коляска». 

В России первый автомобиль появился в 1895 году. Каждая транспортная новинка вызывала удивление и даже опаску со стороны мирных жителей, предпочитавших отдавать её управление и личную безопасность в руки опытного водителя, прекрасно знающего правила передвижения. Первые водители смотрелись как монстры в своих очках, фуражках с наушниками и длинных балахонах, зашнурованных высоких сапогах – это были люди нового автомобильного века. Первые шофёры были спортсмены. Потом появились таксисты. Конечно,

Грузовые автомобили, автобусы, легковые автомобили начали своё масштабное завоевание мира. Сейчас мы даже представить себе не можем жизнь без транспорта и без людей, работающих на машинах. На сегодняшний день в нашей стране водитель автотранспорта – это массовая профессия. Несмотря на то, что традиционно эта профессия считается прерогативой мужчин, все чаще за рулем можно увидеть водителя-женщину.


Профессиограмма профессии «водитель»

Наименование   профессии

водитель или шофер

Область базовых   знаний №1 и их уровень

механика, техника, уровень 2, средний (практическое использование знаний)

Область базовых знаний   №2 и их уровень

управление транспортом, уровень 1, низкий (знания получены опытным путем)

Профессиональная   область

транспорт

Межличностное   взаимодействие

редкое

Доминирующий интерес

реалистический

Условия работы

вне помещения, сидячий

Доминирующие виды деятельности профессии водитель:

— осуществление транспортных и пассажирских перевозок;

— эксплуатация, управление автомобилем;

— наблюдение за показателями приборов (амперметра, указателей температуры воды и давления масла и т.д.);

— техническое обслуживание автомобиля (мойка, заправка топливом и маслом, смазка, осмотр и пр.);

— регулярное проведение осмотров транспортного средства перед выездом из гаража;

— обнаружение и устранение неисправности в результате поломки на дороге;

— участие в ремонте автомобиля в стационарных условиях.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности водителя:

Способности

Личностные качества, интересы и склонности

— концентрация внимания (способность в течение длительного времени заниматься определенным видом деятельности);
— хорошая переключаемость внимания;
— большой объем внимания (то количество явлений, которое человек может замечать одновременно);
— хорошая зрительная память;
— хорошая моторная память;
— хорошая реакция на возможные неожиданные ситуации на дороге;
— высокая помехоустойчивость;
— хорошее пространственное воображение;
— способность контролировать свои эмоции;
— хороший глазомер.
— дисциплинированность;
— находчивость;
— осторожность;
— уравновешенность;
— рассудительность;
— уверенность;
— самообладание;
— выносливость.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
— невнимательность, рассеянность;
— эмоциональная неустойчивость;
— быстрая психическая утомляемость;
— злоупотребление спиртными напитками;
— недисциплинированность;
— агрессивность.

Медицинские ограничения для водителя:
— дальтонизм (неразличение красного и зеленого цветов),
— слабый вестибулярный аппарат (такого человека легко «укачивает»),
— невнимательность, рассеянность,
— снижение остроты зрения и слуха,
— эмоциональная неустойчивость,
— заболевания опорно-двигательной системы,
— злоупотребление спиртными напитками (наркотическими средствами, т.п.),
— хронические заболевания желудочно-кишечного тракта (для водителей-«дальнобойщиков»),
— нервно-психические заболевания (эпилепсия и др.).

Области применения профессиональных знаний:
— автотранспортные предприятия (таксопарки, автобусные парки, автобазы, компании по автоперевозкам и т.д.);
— промышленные предприятия;
— автомобильный спорт;
— работа в отраслях сельского хозяйства;
— частный извоз.

Квалифицированный водитель должен знать:

  • правила дорожного движения (с учетом специфики страны),
  • назначение, устройство и схемы взаимодействия механизмов и приборов транспортного средства,
  • правила оказания первой медицинской помощи,
  • правильный порядок и периодичность выполнения работ по техническому обслуживанию вверенного ему транспортного средства.

Квалифицированный водитель должен уметь:

  • уверенно действовать на дороге, усвоить навыки практического вождения до уровня автоматизма,
  • анализировать и прогнозировать развитие дорожной ситуации на короткий промежуток времени, быть внимательным,
  • совершая маневры, использовать пространственное мышление, точный глазомер, проявлять рассудительность и осторожность, во избежание аварийных ситуаций,
  • сохранять уравновешенность и самообладание в любых, даже критических обстоятельствах,
  • принимать верные решения в быстро изменяющейся дорожной ситуации, по ходу движения,
  • проявлять выносливость, устойчивость к монотонии (уметь сохранять бодрое состояние длительное время, в условиях движения по трассе),
  • вовремя обнаруживать и устранять неисправности транспортного средства.

Сведения о профессиональной подготовке: пути получения профессии
Профессию водителя автотранспортных средств категорий «В» и «С» (легковых и грузовых автомобилей) можно получить довольно быстро, на уровне начального профессионального образования. Для этого достаточно пройти теоретическую и практическую подготовку по вождению на специализированных курсах по месту жительства (в автошколе, в армии), успешно сдать экзамены и получить водительское удостоверение.


Условия поступления 

Профессия водителя не требует получения высшего профессионального образования. Чтобы стать водителем, достаточно получить базовые профильные знания в учреждениях начального или среднего профессионального образования. Обязательно пройти медицинский осмотр и получить медицинское заключение на профессиональную пригодность.


Продолжительность обучения

Подготовка водителей на категорию «В» – 2, 5 месяца
Подготовка водителей на категорию «С» – 3, 5 месяца
Переподготовка водителей с категорией «С» на категорию «Е» – 1, 5 месяца
Переподготовка водителей с категории «В» на категорию «Д» – 2,5 месяца

Основные изучаемые дисциплины
1. Устройство автомобиля.
2.
 Основы эксплуатации и техническое обслуживание автотранспорта.
3.
 Правила дорожного движения.
4.
 Основы безопасности движения.
5.
 Материаловедение и слесарно-ремонтное дело.
6.
 Техническое черчение.
7.
 Основы экономики труда и производства.

Квалификация выпускника учебного заведения

Выпускник, заканчивая учебное заведение, получает права по той категории, на которую учился. Категории А, В, С, Д, Е.

Получить профессию «водитель» в Пскове можно в следующих учебных заведениях:

Псковский индустриально-технологический техникум

Специальности колледжа

Автомеханик

Слесарь по ремонту автомобилей, Водитель автомобиля, Оператор заправочных станций,

2 года 5 месяцев
▪ Слесарь по ремонту автомобилей, Водитель автомобиля, Оператор заправочных станций,

2 года 5 месяцев.

Псковский сельскохозяйственный техникум

Специальности колледжа
Водитель автомобиля

Водитель автомобиля категории “В”, 206 часов
▪ Водитель автомобиля категории “В, С”, 281 час
▪ Водитель автомобиля категории “С”, 279 часов

Псковский политехнический колледж

Специальности колледжа

Автомеханик

Слесарь по ремонту автомобилей 3-4 разряда Слесарь по топливной аппаратуре 2-4 разряда Водитель автомобиля категории “С” “Д”, 3 года, 1 год
▪ Слесарь по ремонту автомобилей, Водитель автомобиля, Оператор заправочных станций, 2 года 5 месяцев
▪ Слесарь по ремонту автомобилей, Водитель автомобиля, Оператор заправочных станций, 10 месяцев.

Перспективы профессионального роста и продвижения
Карьерные перспективы незначительные. Рост профессионального мастерства приводит лишь к небольшому повышению социального и материального статуса (доплаты за стаж работы, за безаварийность). 

Возможные пути развития водителя.

Специализация, повышение квалификации

Работая водителем, в дальнейшем можно повышать разряд. При желании можно выбрать высшее образование по специальности «Эксплуатация транспортных средств» и получить диплом бакалавра или магистра техники и технологии.

В Москве высшее образование по данной специальности можно получить в ряде учреждений высшего профессионального образования, таких как: Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ), Московский государственный технический университет (МАМИ), Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина (МГАУ).

Освоение смежных областей
Имея профессию водителя, можно переучиться на родственные профессии, например: машинист электропоезда (в железнодорожных колледжах), летчик (в авиационных техникумах), специалист по судовождению (в колледже «Московская государственная академия водного транспорта»).

Организация собственного дела
Данный карьерный путь предполагает, что при достижении определенного уровня профессионального мастерства и жизненного опыта, водитель может решить работать на себя. Например, он может организовать коммерческий таксопарк для частного извоза пассажиров. При выборе данного направления карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер проекта, предприниматель.

Много интересного о профессии «ВОДИТЕЛЬ» на сайте: http://su0.ru/RJpE


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 019 просмотров