Единство. Солидарность. Справедливость.

Спецоценка условий труда вместо аттестации рабочих мест. Продолжение

13.09.2016

Спецоценка условий труда. Часть 9 http://www.solidarnost.org/articles/articles_3365.html

 

 В Федеральном законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” (далее – ФЗ о СОУТ) предусмотрено, что в зависимости от эффективности средств индивидуальной защиты возможно снижать классы (подклассы) вредных условий труда, установленные по результатам исследований и измерений на рабочих местах.

 

УЧЕТ СИЗ ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ КЛАССОВ (ПОДКЛАССОВ) УСЛОВИЙ ТРУДА

Методика

Еще одной новацией ФЗ о СОУТ, вызывающей большое беспокойство в рабочей и профсоюзной среде, является положение ч. 6 ст. 14 закона, которое дает возможность снижать класс (подкласс) условий труда, установленный по результатам СОУТ, на одну степень. Это возможно в случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда (3 класс), эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в установленном соответствующим техническим регламентом порядке. Такое снижение класса условий труда может осуществляться по решению комиссии по СОУТ на основании заключения эксперта организации, проводящей спецоценку (ОПСОУТ). При этом снижение класса условий труда должно осуществляться в строгом соответствии с методикой, которая должна быть утверждена Минтрудом по согласованию с Роспотребнадзором и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Мало того, по согласованию с территориальным органом Роспотребнадзора комиссия по СОУТ в порядке, указанном выше, может принять решение о снижении класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень.

В организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, снижение класса (подкласса) условий труда производится в соответствии с отраслевыми особенностями, которые утверждаются Минтрудом по согласованию с Роспотребнадзором и с учетом мнения РТК.

В настоящее время данное положение не может применяться, поскольку методика снижения класса условий труда не утверждена. Но это положение уже вызывает большое воодушевление у работодателей. Многие из них, видимо, считают, что вот сейчас они наденут на работников, к примеру, респираторы – и условия труда сразу можно будет отнести к допустимым. Такая позиция ошибочна.

Минтруд России разработал и вынес на обсуждение проект приказа об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении СИЗ. Данный проект предусматривает ограничение, а именно – методика не будет применяться в отношении следующих рабочих мест:

– где условия труда по результатам СОУТ отнесены к опасным, оптимальным или допустимым условиям труда (таким образом, возможность снижения класса условий труда предусматривается только для вредных условий труда – 3 класс и его подклассы);

– где работниками применяются СИЗ для защиты от загрязнений, а также СИЗ, в отношении которых применяется процедура декларирования соответствия установленным требованиям в порядке, определенном техническим регламентом.

Оценка безопасности СИЗ

В настоящее время действует Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 019/2011 “О безопасности средств индивидуальной защиты” (утв. решением комиссии Таможенного союза от 09.12. 2011 № 878). Пункт 5.5 технического регламента требует, чтобы при выборе формы подтверждения соответствия СИЗ классифицировались по степени риска причинения вредапользователю:

1) первый класс – СИЗ простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю (подлежат декларированию соответствия);

2) второй класс – СИЗ сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, если есть риск причинения необратимого вреда здоровью пользователя (подлежат обязательной сертификации).

Таким образом, методика может быть применена только при использовании на рабочих местах СИЗ второго класса.

Также ограничен и набор вредных факторов производственной среды, при наличии которых на рабочем месте предполагается применение методики. В перечень таких факторов включены:

– биологический фактор;

– химический фактор;

– аэрозоли преимущественно фиброгенного действия;

– шум;

– вибрация;

– неионизирующие излучения;

– повышенная или пониженная температура;

– электрический ток;

– ударная волна.

Оценка эффективности СИЗ

Для снижение класса условий труда в соответствии с методикой предполагается оценивать эффективность применения ограниченного перечня типов СИЗ, включающего:

– СИЗ органов дыхания (в том числе с маской) всех типов и наименований;

– защитных костюмов от биологических или химических факторов;

– СИЗ рук и ног от вибрации;

– СИЗ органа слуха;

– СИЗ от воздействия повышенных и (или) пониженных температур;

– СИЗ от неионизирующих излучений;

– СИЗ от воздействия электрического тока (диэлектрические);

– СИЗ глаз и лица (щитки, очки);

– СИЗ и спецодежда – от термических факторов электрической дуги;

– СИЗ рук и ног от химических факторов;

– СИЗ рук от контакта с разогретыми поверхностями;

– СИЗ от воздействия биологических факторов.

При этом оцениваемые СИЗ должны иметь сертификат соответствия, подтверждающий их соответствие установленным техническим регламентом требованиям. Средства индивидуальной защиты также должны иметь маркировку и эксплуатационную документацию, которые позволяют выявить основные параметры этих средств, обеспечивающие снижение воздействия на работников вредных производственных факторов. Кроме того, комплектность СИЗ должна соответствовать сопроводительным документам и эксплуатационной документации.

Оценка эффективности применения СИЗ включает оценку выбора СИЗ и оценку использования СИЗ.

Правильность выбора СИЗ для конкретного рабочего места предполагается оценивать на основе следующих показателей:

– соответствие выданных СИЗ перечню вредных факторов производственной среды, идентифицированных на рабочем месте по результатам СОУТ;

– соответствие защитных свойств СИЗ классу (подклассу) условий труда, установленному в отношении вредных факторов производственной среды на рабочем месте по результатам СОУТ;

– соответствие СИЗ потребительским свойствам, удобству применения и индивидуальным размерам работника (при этом работник может высказать замечания относительно дискомфорта при использовании СИЗ и их неудобства, которые эксперт ОПСОУТ должен будет учесть).

При оценке использования СИЗ предполагается учитывать следующие показатели:

– соответствие срока носки СИЗ времени гарантированного сохранения защитных свойств при соответствующем хранении и уходе, указанных в паспорте СИЗ или в эксплуатационной документации на СИЗ;

– своевременность проверки исправности (испытания) СИЗ (отметка, клеймо, штамп, протокол), как установлено нормативными документами и рекомендациями производителей СИЗ;

– проведение регулярных обучения и тренировок работников по правилам использования СИЗ на рабочих местах с учетом особенностей технологических процессов и по простейшим способам проверки работоспособности и исправности СИЗ;

– наличие случаев производственного травматизма на рабочих местах, связанных с использованием или неиспользованием СИЗ.

При оценке каждого из перечисленных показателей ему присваивается определенное числовое значение в рамках, предусмотренных методикой. Впоследствии числовые значения по всем показателям суммируются, и в зависимости от итогового значения эксперт ОПСОУТ принимает решение об эффективности применения СИЗ. При этом класс (подкласс) условий труда может быть не только понижен на один класс (подкласс), но и повышен также на один класс (подкласс), если итоговый показатель будет отражать низкую эффективность использования СИЗ.

Проект методики предполагает при оценке эффективности использования СИЗ учитывать используемые на рабочем месте средства коллективной защиты работников от воздействия вредных производственных факторов, а также проводимые работодателем в соответствии с колдоговорами, отраслевыми соглашениями мероприятия по снижению воздействия вредных факторов. Каким именно образом учитываются эти аспекты, в проекте не указано.

После оценки эффективности применения СИЗ в соответствии с методикой результаты такой оценки обязательно доводятся до сведения работника под подпись. При несогласии с результатами работник может потребовать экспертизы качества СОУТ.

 

Спецоценка условий труда. Часть 10  http://www.solidarnost.org/articles/articles_3404.html

 

Этап 3. ИССЛЕДОВАНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ (окончание)

Экспертиза качества СОУТ

Работник, если он не согласен с результатами оценки эффективности применения СИЗ, может потребовать проведения экспертизы качества СОУТ.

Эта экспертиза проводится в рамках государственной экспертизы условий труда. Отметим, что, помимо экспертизы качества СОУТ, целями государственной экспертизы условий труда законодательство устанавливает оценку того, правильно ли предоставляются работникам гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также оценку фактических условий труда работников.

Функции по проведению экспертизы качества СОУТ возлагаются на органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда (ч. 1 ст. 24 ФЗ о СОУТ).

Экспертиза качества СОУТ проводится:

– по представлениям территориальных органов Роструда (государственных инспекций труда в субъектах РФ). Представления могут быть внесены в связи с осуществлением указанными органами своих контрольно-надзорных функций, в том числе на основании заявлений работников, профсоюзов и их объединений, иных представительных органов работников, а также работодателей, их объединений, страховщиков;

– непосредственно по заявлениям работников, профсоюзов и их объединений, иных представительных органов работников, а также работодателей, их объединений, страховщиков. Заявления подаются в орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества СОУТ.

При этом если в первом случае экспертиза качества СОУТ проводится уполномоченным органом на безвозмездной основе, то при непосредственном обращении работников, профсоюзов, работодателей, страховщиков и других субъектов, указанных выше, экспертиза проводится на платной основе за счет средств заявителя. Размер оплаты устанавливается на основании специальных методических рекомендаций, которые должны быть утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным правительством РФ. Таким образом, работникам и профсоюзам в случае несогласия с результатами СОУТ целесообразно не обращаться напрямую в орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества СОУТ, а действовать через государственную инспекцию труда в своем регионе.

Должностные лица органов, уполномоченных на проведение госэкспертизы условий труда, наделяются определенными правами и обязанностями. Они вправе:

– при наличии удостоверения установленного образца беспрепятственно посещать для осуществления экспертизы любых работодателей в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

– запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;

– проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты, а в случае необходимости привлекать исследовательские (измерительные) лаборатории, аккредитованные в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами РФ.

В обязанности указанных должностных лиц входит:

– по результатам экспертизы составлять заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять эти заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профсоюзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования РФ;

– обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;

– обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.

Разногласия, возникающие по вопросам проведения экспертизы качества СОУТ, рассматриваются Минтрудом РФ.

Этап 4. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

После проведения всех необходимых процедур по оценке условий труда на рабочих местах полученные результаты СОУТ подлежат документальному оформлению. Для этого организация, проводящая СОУТ (ОПСОУТ), составляет отчет о проведении СОУТ. Форма отчета, а также инструкция по его заполнению утверждены приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н.

В составе отчета должны обязательно быть следующие документы и сведения.

Раздел I. Сведения об ОПСОУТ

Сведения об организации, проводящей СОУТ, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие требованиям ст. 19 ФЗ о СОУТ. Указываются: полное наименование ОПСОУТ в соответствии с ее уставными документами; адрес ее места нахождения и осуществления деятельности, контактный телефон, адрес электронной почты; номер и дата внесения организации в реестр ОПСОУТ (для организаций, которые были аккредитованы в порядке, действовавшем до вступления в силу ФЗ о СОУТ, как организации, оказывающие услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, и внесены в реестр таких организаций, до их внесения в реестр ОПСОУТ указываются номер и дата внесения в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда); ИНН, ОГРН; регистрационный номер и дата выдачи аттестата аккредитации ОПСОУТ, дата истечения срока действия данного аттестата.

Также в разделе I отчета указываются данные об экспертах (иных работниках ОПСОУТ): порядковый номер эксперта или иного работника ОПСОУТ, участвовавшего в проведении СОУТ; дата проведения ими измерений; ФИО и должность эксперта (иного работника); номер и дата выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по СОУТ, дата выдачи сертификата; регистрационный номер в реестре экспертов ОПСОУТ.

В течение переходного периода, предусмотренного ст. 27 ФЗ о СОУТ, данные о сертификате на право проведения работ по СОУТ и о его номере в реестре экспертов ОПСОУТ в отчете не указываются.

Кроме того, в данном разделе отчета указываются данные о применявшихся средствах измерений: порядковый номер средства измерений испытательной лаборатории (центра); дата проведения измерений; наименование вредного и (или) опасного фактора производственной среды и трудового процесса; наименование средства измерений в соответствии с паспортом на него; регистрационный номер средства измерений в Государственном реестре средств измерений; заводской номер средства измерений; дата окончания срока поверки средства измерений.

Раздел I отчета подписывается руководителем ОПСОУТ и заверяется ее печатью.

Раздел II. Перечень рабочих мест

Перечень рабочих мест, на которых проводилась СОУТ, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах. В этом разделе отчета указываются: индивидуальный номер рабочего места (аналогичные рабочие места обозначаются номером с добавлением прописной буквы “А”); наименование рабочего места с указанием должности, профессии или специальности работников, занятых на данном рабочем месте, в соответствии со штатным расписанием и квалификационными справочниками (ЕТКС, ЕКС); имеющиеся на рабочем месте источники вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса; число работников, занятых на данном рабочем месте; наличие аналогичных рабочих мест; результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и продолжительность их воздействия на работника в течение рабочего дня (смены).

Раздел II отчета подписывается председателем и членами комиссии по проведению СОУТ, экспертами ОПСОУТ.

 http://www.solidarnost.org/articles/articles_3469.html

 

 

Спецоценка условий труда. Часть 11

 

Этап 4. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СОУТ. РАЗДЕЛЫ ОТЧЕТА

(окончание)

3. Карты СОУТ (раздел III отчета) содержат сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда (ОПСОУТ), классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах. В этом разделе указываются: данные работодателя; наименование должности, профессии или специальности работника в соответствии со штатным расписанием и соответствующий код должности, профессии или специальности согласно квалификационным справочникам (при этом могут приводиться дополнительные сведения, указывающие, что данная должность, профессия или специальность является производной); наименование структурного подразделения; количество и номера аналогичных рабочих мест.

В карте СОУТ также приводятся ссылки на выпуск Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), на раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), где содержится тарифно-квалификационная характеристика (квалификационная характеристика) профессии (должности) работника, занятого на данном рабочем месте.

Помимо этого в карте СОУТ должна быть указана численность работников, занятых на данном рабочем месте за месяц, предшествовавший заполнению карты, а также численность работников, занятых на аналогичных рабочих местах, в том числе женщин, лиц в возрасте до 18 лет и инвалидов, допущенных к выполнению работ на данном рабочем месте.

Форма карты СОУТ предусматривает внесение данных о СНИЛС работников, занятых на указанных в карте рабочих местах. Это создает дополнительную неопределенность, поскольку неясно, что делать в случае увольнения прежних и прихода новых работников на данные рабочие места.

В карте также приводится перечень используемого на рабочем месте оборудования, материалов и сырья.

В ней фиксируются наименования идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов в соответствии с утвержденным Минтрудом РФ Классификатором; класс (подкласс) условий труда по соответствующему идентифицированному фактору, а также итоговый класс (подкласс) условий труда с учетом совокупного воздействия идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов. В карте делается отметка о проведении или непроведении оценки эффективности выданных работнику СИЗ и указывается окончательный класс (подкласс) условий труда, определенный с учетом совокупного воздействия идентифицированных вредных факторов и результатов оценки эффективности СИЗ.

В отдельной строке указываются данные о фактически предоставляемых работнику гарантиях и компенсациях на дату заполнения карты, включая повышенную оплату труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенную продолжительность рабочего времени, предоставление молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания. Здесь же отмечается наличие права работника на досрочное назначение трудовой пенсии и необходимость прохождения медосмотров.

Кроме того, в карте указываются рекомендации по улучшению условий труда, по режимам труда и отдыха, по подбору работников.

Карта подписывается председателем и членами комиссии по проведению специальной оценки условий труда, экспертами ОПСОУТ, а также работниками, занятыми на данном рабочем месте.

4. Протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, на основании которых вносятся данные в карту СОУТ (содержание протоколов рассматривалось в одной из предыдущих частей статьи).

5. Протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты (раздел IV отчета). В протоколе указывается: дата проведения оценки; основание для выдачи работнику СИЗ; перечень СИЗ, положенных работнику согласно действующим требованиям; фактическая выдача СИЗ работнику (есть или нет); наличие у СИЗ сертификата или декларации соответствия (номер и срок действия); наличие заполненной в установленном порядке личной карточки учета СИЗ.

В протоколе также содержится таблица, отражающая наименование вредного и (или) опасного производственного фактора и наименование имеющегося СИЗ, обеспечивающего защиту от данного фактора.

После этих данных в протокол включаются результаты оценки эффективности выданных работнику СИЗ (положительная или отрицательная), итоговые оценки по обеспеченности работников СИЗ, по защищенности работников СИЗ и по эффективности выданных работнику СИЗ.

Протокол подписывается председателем и членами комиссии по проведению СОУТ и экспертами ОПСОУТ.

6. Протокол комиссии по проведению СОУТ, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений в случае, если их проведение на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников ОПСОУТ, а также иных лиц (при наличии такого решения).

7. Сводная ведомость специальной оценки условий труда (раздел V отчета), отражающая результаты СОУТ на всех рабочих местах у данного работодателя. В ведомости указывается: общее количество рабочих мест у работодателя; количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда; численность работников, занятых на этих рабочих местах, в том числе женщин, лиц в возрасте до 18 лет и инвалидов.

Отдельно указывается количество рабочих мест, распределенное по классам (подклассам) условий труда, а также количество занятых на данных рабочих местах в условиях труда, характеризующихся классами (подклассами) условий, работников, в том числе женщин, лиц в возрасте до 18 лет и инвалидов.

Кроме того, в ведомости указывается для каждого рабочего его индивидуальный номер; должность, профессия или специальность работника (работников), занятого(-ых) на данном рабочем месте; классы (подклассы) условий труда на рабочем месте при воздействии вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса; итоговый класс (подкласс) условий труда на рабочем месте; итоговый класс (подкласс) условий труда на рабочем месте с учетом эффективного применения СИЗ; гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

8. Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда (раздел VI отчета). В нем указывается: наименование структурного подразделения, рабочего места; наименование мероприятия по улучшению условий труда и цель такого мероприятия; срок выполнения мероприятия; структурные подразделения, привлекаемые для выполнения мероприятия; а также проставляется отметка о выполнении мероприятия.

9. Заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, составленные в ходе СОУТ. Для тех рабочих мест, на которых при проведении идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов не были идентифицированы такие факторы, в отчете указываются только сведения об ОПСОУТ, перечень рабочих мест, на которых проводилась идентификация, и заключения эксперта ОПСОУТ.

*   *   *

Оформленный в соответствии с установленными требованиями отчет о проведении СОУТ подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. При этом любой член комиссии, который не согласен с зафиксированными в отчете результатами СОУТ, имеет право изложить в письменной форме свое мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету. В случае выявления несоответствий в отчете, а также если ранее в ходе СОУТ отмечались какие-либо нарушения процедуры либо иные недобросовестные действия со стороны представителей ОПСОУТ и работодателя, профсоюзным представителям в комиссии по проведению СОУТ следует излагать свои замечания в виде особого мнения к отчету.

Не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета работодатель обязан ознакомить работников с результатами СОУТ на их рабочих местах под роспись в карте СОУТ. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудо-способности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Сводные данные о результатах проведения СОУТ в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников в срок не позднее 30 календарных дней должны быть размещены работодателем на его сайте в Интернете (при наличии такого сайта).

Окончание следует

 

 

Денис Журавлев


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 362 просмотров