Единство. Солидарность. Справедливость.

Таблица основных разногласий к проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», внесенного Министерством образования и науки Российской Федерации в Правительство Российской Федерации (письмо Минобрнауки России от 3 мая 2012 года № МОН-П-1094) в редакции от 13 июля 2012 г.

03.09.2016

 

Таблица основных разногласий к проекту федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации», внесенного Министерством образования и науки

Российской Федерации в Правительство Российской Федерации

(письмо Минобрнауки России от 3 мая 2012 года № МОН-П-1094) в редакции от 13 июля 2012 г.

 

 

№ п/п Редакция проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предложенная Минобрнауки России по состоянию на 31.05.2012 г.

Замечания и предложения Общероссийского Профсоюза образования

Редакция, предложенная Минобрнауки России с учетом либо без учета замечаний и предложений Общероссийского Профсоюза образования по состоянию на 13.07.2012

Примечания

1.

Статья 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе»

 

Профсоюз: дополнить статью 2 следующими понятием «молодой специалист».

Обоснование: Данное понятие  используется в законопроекте, но его содержание не раскрывается, что может в дальнейшем привести к ущемлению прав педагогических работников при применении нового закона об образовании.

 

 

 

 

 

——————————–

Предложения Профсоюза учтены не были.
2.

          Статья 9 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования»

 

Профсоюз: дополнить статью 9 новым абзацем, предусматривающим полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования принимать нормативные правовые акты по вопросам отнесения образовательных организаций к малокомплектным.

Обоснование: полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по отнесению образовательных организаций к  малокомплектным закреплены в части 2 статьи 104 законопроекта, но они не предусмотрены в общем перечне полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования в статье 9 законопроекта.

 

 

 

 

 

 

 

——————————–

Предложения Профсоюза учтены не были.
3.

Пункт 22 статьи 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе»:

«22) педагогические работники – физические лица, состоящие в трудовых (служебных) или гражданско-правовых отношениях с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и выполняющие обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательного процесса;»

 

Профсоюз: после слов «состоящие в трудовых» предлагается исключить слова «(служебных) или гражданско-правовых».

Обоснование:

1. Согласно статьи 20 ТК РФ работниками (в т.ч. педагогическими работниками) могут именоваться физические лица, вступившие в трудовые отношения с работодателем (ст. 20 ТК РФ).

 В гражданско-правовых отношениях сторонами являются «заказчик» и «исполнитель» («подрядчик»), в связи с чем недопустимо именовать работниками (педагогическими работниками)  лиц, состоящих в гражданско-правовых отношениях.

2. Регулирование трудовых отношений осуществляется трудовым законодательством, а регулирование гражданско-правовых – гражданским законодательством. 

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права,  на лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера, не распространяются.

3. Вместе с тем, исполнители, являющиеся  стороной гражданско-правового договора в образовательных отношениях, найдя себя  в федеральном законе в числе педагогических работников, вправе будут требовать  предоставление им соответствующих прав, вытекающих из трудовых отношений: оплачиваемого очередного отпуска, стабильной заработной платы не ниже установленного законом минимума, других преимуществ, установленных для педагогических работников.

 Кроме того, если  в судебном порядке будет установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулировались  трудовые отношения, то работодатель должен будет удовлетворить требования работников.

4. Отнесение лиц, с которыми заключены гражданско-правовые договоры, к педагогическим работникам, позволит работодателям использовать преимущественно договоры гражданско-правового характера, игнорируя требования трудового законодательства.

Более того, предлагаемая в законопроекте  конструкция правовой нормы нарушает принципы и нормы трудового законодательства, которые подтверждены позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 “О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации”, не допускающей подмены трудовых отношений  гражданско-правовыми.    

5. Заключение работодателями гражданско-правовых договоров нередко порождают судебные споры с соответствующими государственными органами, которые в ходе проверок принимают решения о взыскании недоимок по страховым взносам организаций в Фонд социального страхования Российской Федерации в связи с «переквалификацией» гражданско-правовых договоров в трудовые.

 

«22) педагогические работники – физические лица, состоящие в трудовых (служебных) отношениях с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и выполняющие обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательного процесса;»

 

Предложения Профсоюза учтены.
4.

Пункт 3 части 1 статьи 9 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования»:

«3) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, а также на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях посредством предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам в размере, необходимом и достаточном для реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;»

________________________________

Справочно:

Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (ред. 01.04.2012):

 

Пункт 6.1 части 1 статьи 29 «Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования»:

«6.1) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;»

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 21.07.2007 № 194-ФЗ)

Профсоюз: Предлагается сохранить основные положения действующей редакции нормы Закона РФ «Об образования», регулирующей вопросы обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, а также на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях.

Кроме того, учитывая положения Федерального закона от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» необходимо дополнить часть 1 статьи 9 проекта закона «Об образовании в Российской Федерации» положениями, предусматривающими  финансирование государственного (муниципального) задания по реализации государственных (муниципальных) образовательных услуг в соответствии с утвержденным перечнем, включающим в себя реализацию  основных общеобразовательных программ, в том числе дошкольного и компенсирующего образования, дополнительного образования детей, организацию групп продленного дня.

В пункте 3 части 1 статьи 9 авторы законопроекта применяют понятие «иные межбюджетные трансферты» вместо применяемого в действующем Законе РФ «Об образовании» понятия «субвенция», что по нашему мнению может позволить органам местного самоуправления самостоятельно изменять целевое назначение указанных финансовых средств, поскольку под понятием «трансферт» в соответствии с действующим бюджетным законодательством, может пониматься не только субвенция, носящая целевой характер, но и дотация, которая не является целевым трансфертом. Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с Бюджетным кодексом РФ государственные полномочия могут передаваться только через механизм субвенций.

Кроме того, авторы законопроекта не раскрывают целевого назначения «иного межбюджетного трансферта», а заменяют конкретные направления расходования средств (оплата труда работников общеобразовательных учреждений, расходы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды) ссылкой на основные общеобразовательные программы и федеральные государственные образовательными стандарты.

По нашему мнению, подобная замена также не может быть поддержана, поскольку действующие основные общеобразовательные программы и федеральные государственные образовательными стандарты не содержат конкретных направлений расходования средств: на оплату труда работников общеобразовательных организаций, расходов на учебники и учебные пособия, средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды.

Субвенция подразумевает полное финансирование по данному направлению вида расходов, а субсидия – частичное. В случае финансирования через субсидии или иные межбюджетные трансферты возникает угроза сокращения затрат субъекта Российской Федерации на данный вид расходных полномочий за счет средств бюджетов муниципальных образований без соответствующих перераспределений между доходной и расходной частями соответствующих бюджетов.

Кроме того, подобный подход требует соответствующего финансово-экономического обоснования, которое в пояснительной записке к законопроекту не представлено.

 

Пункт 3 части 1 статьи 9:

«3) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных организациях в размере, необходимом и достаточном для реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;»

…….

«2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют обеспечение полномочий, предусмотренных пунктом 3  части 1 настоящей статьи, посредством предоставления из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.»

Предложения Профсоюза учтены только в части целевого характера финансовых средств.
5.

Пункт 4 части 1 статьи 9 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования»:

«4) обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в аккредитованных частных общеобразовательных организациях, а также дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях в размере, необходимом и достаточном для реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;»

Профсоюз: Пункт 4 части 1 статьи 9 в данной редакции предлагается исключить.

Обоснование: Такой подход законодателя создает неоправданные и преждевременные  преимущества частных общеобразовательных организациях по отношению к государственным и муниципальным образовательным организациям в связи с предоставлением преимуществ частным образовательным организациям прав по предоставлению объемов бюджетного финансирования.

Пункт 4 части 1 статьи 9:

«4) обеспечение получения гражданами начального общего, основного общего и среднего общего образования в аккредитованных частных общеобразовательных организациях в размере,  необходимом и достаточном для реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;»

Предложения Профсоюза учтены не были.
6.

         Абзац 3 части 5 статьи 22 «Создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций»:

«Реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы и расположенных в сельской местности, допускается только с согласия представительного органа соответствующего городского округа или муниципального района, на территории которого расположена муниципальная образовательная организация

 

            Профсоюз: Абзац 3 части 5 статьи 22 предлагается изложить в следующей редакции: «Реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы и расположенных в сельских поселениях допускается только на основании решения  представительного органа соответствующего городского округа или муниципального района, принятого с учетом мнения схода граждан соответствующего сельского поселения, на территории которых расположена муниципальная образовательная организация.»

Обоснование: В законопроекте снижается действующий уровень правовых гарантий прав граждан сельских поселений при ликвидации и реорганизации муниципальных образовательных организаций, расположенных в сельской местности. Решение данного вопроса о реорганизации и ликвидации этих организаций передается исключительно представительному органу соответствующего городского округа или муниципального района, на территории которого расположена муниципальная образовательная организация, взамен схода граждан, предусмотренного действующим законодательством. Таким образом, законопроект умаляет такую форму участия граждан в делах муниципального образования как сход граждан, являющуюся формой непосредственного осуществления населением местного самоуправления.

 

Абзац 3 части 5 статьи 22:     

«Реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы и расположенных в сельской местности, допускается только с согласия представительного органа соответствующего городского округа или муниципального района, на территории которого расположена муниципальная образовательная организация

 

Предложения Профсоюза учтены не были.
7. Часть 3 статьи 30 «Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения»:

 «3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение коллегиального органа управления и органов самоуправления образовательной организации, действующих в соответствии с уставом образовательной организации.»

Профсоюз: Часть 3 статьи 30 предлагается изложить в следующие редакции: «При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение коллегиального органа управления и органов самоуправления образовательной организации, действующих в соответствии с уставом образовательной организации, а также представительного органа работников, обучающихся в порядке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при наличии такого представительного органа).»

Обоснование: Законопроект не предусматривает учета мнения профессиональных союзов, иных представительных органов работников и обучающихся при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, что противоречит нормам статей 8 и 372 Трудового кодекса Российской Федерации, абзацу 13 статьи 3 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Часть 3 статьи 30:  «При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение коллегиального органа управления и органов самоуправления образовательной организации, действующих в соответствии с уставом образовательной организации, а также представительного органа работников в порядке и в случаях, предусмотренных трудовым законодательством (при наличии такого представительного органа).» Предложения Профсоюза учтены только в отношении представительного органа работников.
8.

Статья 34.  «Обучающиеся»

 

Профсоюз: предлагается изложить часть 2 статьи 34 в следующей редакции: «2.Студентам бесплатно выдается студенческий билет и зачетная книжка по образцам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования.»

Обоснование: предлагается сохранить гарантии права студентов на бесплатное получение студенческого билета и зачетной книжки, предусмотренные в абзаце 2 части 1 статьи 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

_______________________________________

Справочно:

Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. 01.02.2012)

Статья 16. Студенты высших учебных заведений

«1. Студентом высшего учебного заведения является лицо, в установленном порядке зачисленное в высшее учебное заведение для обучения.

Студенту высшего учебного заведения бесплатно выдаются студенческий билет и зачетная книжка установленного образца.»

 

Часть 2 статьи 34:

«2. Студентам выдается студенческий билет и зачетная книжка по образцам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования.»

 

Предложения Профсоюза не учтены.
9.

Часть 1 статьи 35. «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования»

 

Профсоюз: Предлагается дополнить часть 1 статьи 35 новым пунктом 27 в следующей редакции:

«27). получение стипендии в размерах и порядке, установленных законодательством об образовании.»

Обоснование: данное право предусмотрено в специальной статье 37, но отсутствует в общем перечне основных прав обучающихся и мер их социальной поддержки и стимулирования.

 

 

 

—————————————

Предложения Профсоюза не учтены.
10. Часть 4 статьи 37 «Стипендии и другие денежные выплаты»:

«4. Государственная стипендия выплачивается в размерах, определяемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом мнения совета обучающихся данной организации в пределах стипендиального фонда».

 

Профсоюз: Предлагается изложить часть 4 статьи 37 в следующей редакции: «Государственная стипендия выплачивается в размерах, определяемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом мнения совета обучающихся данной организации и выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа) в пределах стипендиального фонда».

Обоснование: Законопроект не предусматривает учет мнения профсоюзных организаций студентов при определении размеров государственных стипендий, что в дальнейшем не позволит объективно и в полной мере учесть интересы обучающихся (студентов).  

6. «Государственная стипендия выплачивается в размерах, определяемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом мнения совета обучающихся данной организации и выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа) в пределах средств, выделяемых организации, осуществляющей образовательную деятельность на стипендиальное обеспечение обучающихся (стипендиальный фонд).»

 

Предложения Профсоюза учтены.
11. Части 6 и 7 статьи 37 «Стипендии и другие денежные выплаты»:

«6. Порядок назначения государственной стипендии, выплачиваемой студентам, аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Установление нормативов для формирования стипендиального фонда и порядок назначения государственной стипендии, выплачиваемой за счет бюджетных ассигнований субъектов Российской Федерации, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации; выплачиваемых за счет бюджетных ассигнований местного бюджета, – органами местного самоуправления.

7. Средства, выделяемые организации, осуществляющей образовательную деятельность на стипендиальное обеспечение обучающихся (стипендиальный фонд), определяются исходя из общего числа обучающихся по очной форме обучения по каждому уровню профессионального образования в данной организации и в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Российской Федерации в размере не менее:

1) одной трети минимального размера оплаты труда для студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования;

2) половины минимального размера оплаты труда – для студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования;

3) минимального размера оплаты труда – для аспирантов, ординаторов, ассистентов-стажеров.»

 

Профсоюз: Предлагается предусмотреть законодательное закрепление понятие «минимального размера государственной стипендии» как государственной минимальной гарантии, которая подлежит периодической индексации.

Предлагается абзацы 3 и 4 части 7 статьи 37 изложить в следующей редакции: «Размеры государственной стипендии (академической), назначаемой студентам, государственной стипендии, назначаемой аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, не могут быть меньше нормативов, определяемых Правительством Российской Федерации по соответствующему уровню профессионального образования, с учетом минимального размера оплаты труда.

Размер государственной стипендии (социальной) не может быть меньше полуторакратного размера нормативов, определяемых Правительством Российской Федерации по соответствующему уровню профессионального образования, с учетом минимального размера оплаты труда.»

Обоснование: В представленном законопроекте предусматривается лишь порядок выделения средств организации, осуществляющей образовательную деятельность на стипендиальное обеспечение обучающихся (стипендиальный фонд), не определяя непосредственно минимальный размер государственной стипендии и порядок его расчета.  

«Статья 37. Стипендии и другие денежные выплаты

1. Стипендия – денежная выплата, назначаемая обучающимся по основным профессиональным образовательным программам в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды стипендий:

1) государственная стипендия;

2) стипендии Президента Российской Федерации и стипендии Правительства Российской Федерации;

3) именные стипендии.

3. Студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета в рамках государственного задания (субсидии на возмещение нормативных затрат), в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, назначается государственная стипендия (академическая и социальная).

Государственная стипендия (социальная) назначается студентам, являющимся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных в установленном порядке детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также являющимся инвалидами и ветеранами боевых действий или имеющим право на получение государственной социальной помощи, а также студентам из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «б» – «г» пункта 1, подпунктом «а» пункта 2 и пунктом 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

4. Аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета в рамках государственного задания (субсидии на возмещение нормативных затрат), в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, назначается государственная стипендия.

5. Порядок назначения государственной стипендии, выплачиваемой студентам, аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов в рамках государственного (муниципального) задания (субсидии на возмещение нормативных затрат), устанавливается соответственно органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

……………….

7. Стипендиальный фонд определяется исходя из общего числа обучающихся по очной форме обучения за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета в рамках государственного задания (субсидии на возмещение нормативных затрат) и нормативов, определяемых Правительством Российской Федерации по каждому уровню профессионального образования.

Нормативы для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований субъектов Российской Федерации, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации; за счет бюджетных ассигнований местного бюджета, – органами местного самоуправления.

Размеры государственной стипендии (академической), назначаемой студентам, государственной стипендии, назначаемой аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, не могут быть меньше нормативов, определяемых Правительством Российской Федерации по соответствующему уровню профессионального образования.

Размер государственной стипендии (социальной) не может быть меньше полуторакратного размера нормативов, определяемых Правительством Российской Федерации по соответствующему уровню профессионального образования.»

 

«Статья 114. Обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона

 

……………………..

8. Нормативы средств, выделяемых организациям, осуществляющим образовательную деятельность на стипендиальное обеспечение обучающихся (стипендиального фонда) определяются Правительством Российской Федерации с учетом следующего:

1) с 1 сентября 2013 года в размере не менее одной пятой минимального размера оплаты труда – для обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования; в размере не менее 40% минимального размера оплаты труда – для обучающихся по образовательным программам высшего образования;

2) с 1 сентября 2016 года в размере не менее одной трети минимального размера оплаты труда – для обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования; в размере не менее половины минимального размера оплаты труда – для студентов образовательных организаций высшего образования; в размере не менее минимального размера оплаты труда – для аспирантов (адъюнктов), ординаторов, ассистентов-стажеров.»

 

Предложения Профсоюза учтены не были.
12.

Первый абзац части 3 статьи 40 «Обеспечение местами для проживания в общежитиях»:

«3. Размер платы за пользование жилым помещением в общежитии для обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в федеральных государственных образовательных организациях не может превышать пяти процентов размера государственной академической стипендии.»

 

 

Профсоюз: Предлагается после слов «пользование жилым помещением» дополнить словами «, коммунальными услугами».

Обоснование: В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за пользование жилым помещением является лишь составной частью во всей структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Таким образом предлагаемая Минобрнауки России норма законопроекта фактически в несколько раз повысит существующий уровень платы за пользование жилым помещением в общежитии для обучающихся (студентов), поскольку не устанавливает каких-либо ограничений для размеров оплаты коммунальных услуг, в связи с чем государственная стипендия обучающихся будет недостаточной для оплаты расходов за проживание в общежитии и пользование коммунальными услугами.

_______________________________________

 

Справочно:

Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. 01.02.2012)

Абзац 6 части 3 статьи 16:

«Каждый обучающийся, нуждающийся в жилой площади, должен быть обеспечен отвечающим санитарным нормам и правилам местом в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда высшего учебного заведения. Размер платы за проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги для обучающихся не может превышать пяти процентов размера стипендии.»

______________________________________

Жилищный кодекс РФ (ред. 07.06.2012 г.)

 

Статья 154. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги

 

1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3) плату за коммунальные услуги.

……………….

4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

 

«3. Размер платы за пользование жилым помещением в общежитии для обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в федеральных государственных образовательных организациях не может превышать пяти процентов размера норматива, определяемого Правительством Российской Федерации для формирования стипендиального фонда по соответствующему уровню профессионального образования.

Размер платы за пользование жилым помещением в общежитиях  государственных образовательных организаций субъекта Российской Федерации определяется органами государственной власти субъекта Российской Федерации; муниципальных образовательных организаций – органами местного самоуправления.»

 

Предложения Профсоюза учтены не были.
13.

Пункт 4 части 1 статьи 42. «Охрана здоровья обучающихся»:

«1. Охрана здоровья обучающихся включает:

…………………..

4) организацию оздоровления обучающихся, в том числе создание условий для занятий физической культурой и спортом;»

Профсоюз: Предлагается пункт 4 части 1 статьи 42 изложить в следующей редакции: «4) организацию оздоровления обучающихся, в том числе в санаториях-профилакториях и оздоровительных лагерях образовательных организаций».

Предлагается дополнить часть 1 статьи 42 новым пунктом 9 следующего содержания: «9) создание условий для занятий физической культурой и спортом.»

«1. Охрана здоровья обучающихся включает:

…………………..

4) организацию оздоровления обучающихся, в том числе создание условий для занятий физической культурой и спортом;»

 

Предложения Профсоюза учтены не были.
14.

Абзац 1 части 4 статьи 44. «Основные обязанности и ответственность обучающихся»:

«4.    При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося, а также мнение органов самоуправления данной организации.»

 

Профсоюз: Предлагается абзац 1 части 4 статьи 44 изложить в новой редакции:

«4.    При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося, а также мнение органов самоуправления данной организации и выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).»

Обоснование: Законопроект не предусматривает учет мнения профсоюзных организаций студентов при выборе меры дисциплинарного взыскания обучающегося, что в дальнейшем не позволит объективно и в полной мере учесть интересы обучающихся (студентов).

 

«4.    При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося, а также мнение органов самоуправления данной организации.»

 

Предложения Профсоюза учтены не были.
15. Абзац 5 части 2 статьи 46 «Защита прав обучающихся и их родителей (законных представителей)»:

«Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, по согласованию с органами самоуправления этой организации в соответствии с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность.»

 

Профсоюз: Предлагается абзац 5 части 2 статьи 46 изложить в следующей редакции:

«Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, по согласованию с органами самоуправления этой организации в соответствии с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также представительного органа работников, обучающихся при наличии такого представительного органа.»

Обоснование: Законопроект не предусматривает учета мнения профессиональных союзов, иных представительных органов работников и обучающихся при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, что противоречит нормам статей 8 и 372 Трудового кодекса Российской Федерации, абзацу 13 статьи 3 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

 

«Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, по согласованию с органами самоуправления этой организации в соответствии с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность.»

 

Предложения Профсоюза учтены не были.
16.

Пункт 2 части 5 статьи 48 «Правовой статус педагогических работников» исключена.

 

 

Профсоюз: Предлагается сохранить данное право педагогических работников на возмещение расходов, связанных с приобретением для целей осуществления профессиональной деятельности печатных и электронных учебных и методических, в том числе нотных и периодических, изданий.

Обоснование:

В соответствии со статьей 55 Закона РФ «Об образовании» в настоящее время педагогические работники (в том числе руководящие работники, деятельность которых связана с образовательным процессом) имеют право на ежемесячную денежную компенсацию в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями.

Законопроект указанное право отменяет, не предусматривая никакой альтернативной замены.

Вместе с тем, в соответствии с частью второй статьи 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

 

Абзац 2 части 8 статьи 114:

«Установленные на день вступления в силу настоящего Федерального закона оклады (должностные оклады) педагогических работников увеличиваются на размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года.»

Предложения Профсоюза учтены частично, поскольку данное право будет утрачено после 31 декабря 2012 г. как для вновь принятых педагогических работников. Для педагогических работников, принятых на работу до 31 декабря 2012 г. указанное право фактически будет утрачено после единовременного применения.

 

17. Часть 8 статьи 48 «Правовой статус педагогических работников» исключена. Профсоюз: Предлагается часть 8 статьи 22 изложить в следующей редакции «8. Педагогическим работникам возмещаются расходы, связанные с приобретением для целей осуществления профессиональной деятельности печатных и электронных учебных и методических, в том числе нотных и периодических, изданий.

Порядок и размеры возмещения документально подтвержденных указанных расходов  для педагогических работников федеральных государственных организаций определяются Правительством Российской Федерации, а для педагогических работников государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных организаций – органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок возмещения расходов, связанных с приобретением печатных и электронных учебных и методических, в том числе нотных и периодических, изданий, а также размер указанных расходов, возмещаемых педагогическим работникам частных организаций, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.»

Обоснование: Предлагаемая редакция части 8 статьи 48 необходима для реализации права педагогических работников на возмещение расходов, связанных с приобретением для целей осуществления профессиональной деятельности печатных и электронных учебных и методических, в том числе нотных и периодических, изданий.

 

В текст законопроекта указанный порядок не включен в связи с отсутствием указанного права педагогических работников. Предложения Профсоюза учтены не были.
18. Часть 1 статьи 51 «Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических работников»:

«1. Педагогические работники проходят обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю деятельности педагогического работника не реже одного раза в пять лет.»

 

Профсоюз: После слов «не реже одного раза в» дополнить словами «три года», исключив слова «пять лет».

Обоснование:

В связи с утверждением федеральных государственных образовательных стандартов и предполагаемым принятием профессиональных стандартов по должностям педагогических работников требуется законодательное установление периодичности прохождения повышения квалификации педагогическими работниками не реже одного раза в три года, а не один раз в пять лет, как это предусмотрено законопроектом и действующим законодательством.

По нашему мнению, предлагаемое изменение части 1 статьи 51 законопроекта в случае пропорционального сокращения  продолжительности курсовой подготовки,  дополнительных средств не потребует. 

«1. Педагогические работники проходят обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю деятельности педагогического работника не реже одного раза в пять лет.»

 

Предложения Профсоюза учтены не были.
19. Часть 3 статьи 51 «Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических работников»:

«3. Дополнительное профессиональное образование педагогических работников осуществляется за счет средств организации, с которой педагогический работник состоит в трудовых или гражданско-правовых отношениях».

 

Профсоюз: После слов «с которой педагогический работник состоит в трудовых» исключить слова «или гражданско-правовых».

Обоснование: см. обоснование к  п. 1 таблицы

«3. Дополнительное профессиональное образование педагогических работников осуществляется за счет средств организации, с которой педагогический работник состоит в трудовых отношениях.»

 

Предложения Профсоюза учтены.
20. В тексте законопроекта не закреплено существующее право научно-педагогических работников на установление надбавок к должностным окладам в конкретных размерах либо в процентах от должностного оклада за ученую степень и за должность.

 

Профсоюз: Предлагается в тексте законопроекта закрепить право научно-педагогических работников на установление надбавок к должностным окладам в конкретных размерах либо в процентах от должностного оклада за ученую степень и за должность.

Обоснование: Действующее законодательство предусматривает, что научно-педагогические работники образовательных организаций высшего образования имеют право на установление надбавок к должностным окладам в размере: 40% за должность доцента; 60% за должность профессора; 3000 рублей за ученую степень кандидата наук; 7000 рублей за ученую степень доктора наук.

 

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

413 просмотров