РЕГИОНАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ АДМИНИСТРАЦИЕЙ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ПСКОВСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРОФСОЮЗОВ И РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
на 2012 – 2014 годы
Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители Администрации Псковской области (далее – Администрация области), Псковского областного Совета профсоюзов и областной организации Российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса (далее – Профсоюзы) и Региональные объединения работодателей Псковской области (далее – Работодатели), именуемые в дальнейшем Сторонами, заключили на основании Трудового кодекса Российской Федераций настоящее Региональное соглашение (далее – Соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на уровне Псковской области (далее – область) в 2012 – 2014 годах, и совместные действия Сторон по их реализации.
Стороны ставят в числе приоритетных целей Соглашения проведение в предстоящий период социально-экономической политики, обеспечивающей право граждан на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, сокращение масштабов бедности на основе устойчивого развития экономики области, повышения ее конкурентоспособности и увеличения доходов организаций, роста производительности труда, создания благоприятных условий для развития бизнеса, стабильной занятости и гибкости рынка труда, здоровые и безопасные условия труда, расширения возможностей профессионального и карьерного роста работников.
Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения отраслевых соглашений на уровне области и территориальных соглашений.
Стороны принимают на себя обязательства развивать взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные Соглашением обязательства и договоренности.
Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.
Соглашение служит основой для разработки и заключения отраслевых и территориальных соглашений в Псковской области.
1. Экономическая политика
Стороны считают, что в предстоящий период экономическая политика области должна быть ориентирована на реализацию мер, обеспечивающих динамичное развитие и повышение конкурентоспособности экономики области на основе учета долгосрочных стратегических интересов экономического развития, инвестиций в человеческий капитал, создания условий для самореализации граждан, повышения благосостояния населения, утверждения принципов открытой рыночной экономики, развития конкуренции на рынках товаров и услуг, обеспечения эффективной защиты прав собственности, повышения эффективности государственного управления.
Стороны принимают на себя следующие обязательства:
1.1. Содействовать экономическому росту и повышению конкурентоспособности экономики области, в том числе путем:
внедрения эффективных механизмов стимулирования инвестиций и инноваций;
стимулирования энергосбережения, рационального использования природных ресурсов, способствующих технологической модернизации, повышению инвестиционного спроса, расширению емкости внутреннего рынка;
проведения структурных реформ и содействия модернизации отраслей социальной сферы;
реализации комплекса мер по поддержке приоритетных отраслей экономики, одновременно исключающих негативные последствия реализации этих мер для других отраслей;
разработки мероприятий по устранению административных барьеров.
2. Заработная плата, доходы и уровень жизни населения
Стороны считают необходимым в предстоящий период разработать и реализовать комплекс мер, обеспечивающих право работника на достойный труд, повышение уровня реальной заработной платы работников в соответствии с ростом эффективности и производительности труда, совершенствование политики доходов и повышение уровня жизни населения.
Стороны принимают на себя следующие обязательства:
2.1. Способствовать повышению минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного человека.
При этом повышение минимального размера оплаты труда должно быть произведено таким образом, чтобы оно не оказало негативного влияния на экономику области.
2.2. Ориентироваться при определении минимальной тарифной ставки (оклада) работников организаций, применяющих тарифные системы оплаты труда, на оптимизацию удельного веса тарифа в заработной плате для такой организации.
2.3. Обеспечивать своевременную разработку областной комиссией по регулированию социально-трудовых отношений единых рекомендаций по установлению на уровне области и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов.
2.4. Рекомендовать устанавливать гарантированный уровень оплаты труда для каждой профессиональной квалификационной группы в отраслевых соглашениях.
2.5. Содействовать законодательному оформлению минимальных государственных социальных стандартов.
2.6. Участвовать в разработке и реализации мероприятий, направленных на легализацию доходов и ликвидацию задолженности по заработной плате, в том числе в рамках работы Межведомственной комиссии при Администрации области по вопросам осуществления контроля за полной и своевременной выплатой заработной платы, обеспечением полноты поступления единого социального налога и страховых взносов, а также налога на доходы физических лиц в бюджеты и внебюджетные фонды.
2.7. Не допускать применения нетрадиционных видов оплаты труда (натуральных выдач, «серых» схем оплаты труда) за счет снижения размеров основной заработной платы.
2.8. Контролировать исполнение коллективных договоров с целью обеспечения социальных гарантий и льгот, предоставляемых работникам.
3. Развитие рынка труда и содействие занятости населения
Стороны считают проведение государственной политики в области занятости населения, развития трудовых ресурсов, профессионального образования и подготовки кадров одним из приоритетных направлений сотрудничества и рассматривают повышение ее эффективности в неразрывной связи с решением задач социально-экономического развития, обеспечения гарантий и учета интересов работников и работодателей.
3.1. Стороны обязуются способствовать:
выводу из хозяйственного оборота неквалифицированных рабочих мест с низкой оплатой и неудовлетворительными условиями труда;
созданию эффективных рабочих мест с достойной заработной платой и безопасными условиями труда, ежегодному проведению их мониторинга и учета;
созданию экономических условий для развития предпринимательства и самозанятости;
сокращению нелегальной и теневой занятости населения, стимулированию легализации заработной платы.
3.2. В целях улучшения функционирования рынка труда Стороны реализуют меры, направленные на:
развитие государственной системы профессиональной ориентации молодежи и взрослого населения;
совершенствование услуг государственной службы занятости, предоставляемых гражданам и работодателям, формирование регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения, включающего сведения о гражданах и работодателях, обратившихся в органы службы занятости населения;
осуществление регулярной оценки (мониторинга) качества государственных услуг, предоставляемых работникам и работодателям по поиску подходящей работы и подходящих работников на основе данных регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения.
3.3. Стороны способствуют разработке и реализации областных целевых ведомственных программ содействия занятости населения по приоритетным направлениям развития рынка труда, отраслевых программ содействия занятости.
3.4. В целях повышения эффективности внешней трудовой миграции Стороны обязуются:
проводить ежегодные консультации по вопросам, связанным с проведением миграционной политики;
проводить оценку эффективности использования иностранной рабочей силы;
проводить консультации по проектам законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы трудовой иммиграции.
проводить консультации по вопросам определения потребности в привлечении иностранных работников и выработке предложений по объемам квот в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 г. N 783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации», в том числе в рамках работы Межведомственной комиссии при Администрации области по вопросам привлечения и использования иностранных работников.
3.5. Стороны разрабатывают и реализуют меры, направленные на повышение уровня территориальной мобильности трудовых ресурсов (внутренней трудовой миграции).
3.6. Стороны в целях повышения престижа рабочих профессий поддерживают проведение конкурсов профессионального мастерства.
3.7. Стороны разрабатывают и реализуют меры, направленные на повышение качества рабочей силы, адаптацию системы профессионального образования к потребностям экономики, в том числе по вопросам:
перспектив развития начального и среднего профессионального образования;
участия работодателей в развитии профессионального образования, в организации внутрипроизводственного профессионального обучения;
развития механизмов образовательного кредитования, его государственной поддержке, совершенствования системы договорных отношений профессиональных учебных заведений и работодателей в трудоустройстве выпускников по полученной профессии (специальности).
4. Социальное страхование, социальная защита, отрасли
социальной сферы
Стороны принимают на себя в рамках своей компетенции следующие обязательства:
4.1. Определять и реализовывать меры, направленные на обеспечение государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, включая:
повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения;
повышение доступности медицинских услуг за счет расширения возможностей участия негосударственных медицинских организаций в программах обязательного медицинского страхования.
4.2. Содействовать распространению опыта реализации корпоративных социальных программ, направленных на поддержание здоровья на рабочем месте, включая профилактику социально значимых заболеваний, в том числе заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), проведение вакцинации работников от вирусных инфекционных заболеваний.
4.3. Содействовать совершенствованию законодательной базы в сфере здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, а также принимать меры по улучшению системы обязательного и развития добровольного медицинского страхования работающих граждан. Проводить работу в области установления механизмов для осуществления контроля над формированием и целевым расходованием страховых средств.
4.4. Разрабатывать и реализовывать комплекс мер, направленных на обеспечение охраны материнства и детства, социальную поддержку женщин и лиц с семейными обязанностями, а также работающих инвалидов и ветеранов труда.
4.5. Рассматривать в Комиссии предложения о механизмах обеспечения санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и членов их семей, отдыха и оздоровления детей и подростков, а также предложения о мерах по поддержке деятельности стационарных детских оздоровительных учреждений.
4.6. Обеспечивать согласование уровня и объемов базовых социальных услуг и социальных гарантий, в том числе льгот, гарантий и компенсаций, установленных для работников бюджетной сферы, при подготовке соответствующих нормативных правовых актов.
4.7. Осуществлять контроль над правильностью наименования профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсий.
5. Условия и охрана труда, промышленная
и экологическая безопасность
Рассматривая вопросы условий и охраны труда, промышленной и экологической безопасности в качестве приоритетных направлений сотрудничества и условий обеспечения достойного труда, Стороны обязуются:
5.1. Способствовать реализации областной долгосрочной целевой программы «Об улучшении условий охраны труда в Псковской области на 2010-2013 годы», утвержденной постановлением Администрации области от 29.12.2010 № 548, разработке аналогичных муниципальных и отраслевых программ.
5.2. В целях реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, в том числе используя возможности областного Координационного Совета по охране труда, определить и реализовывать меры, направленные на:
сохранение здоровья работников, усиление ответственности работодателей за создание безопасных условий труда;
повышение ответственности работников за соблюдение правил безопасности труда, применение средств индивидуальной и коллективной защиты;
активизацию работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях области;
снижение травматизма от несчастных случаев на производстве, профилактику и своевременное выявление профессиональных заболеваний;
улучшение качества проведения обучения по охране труда руководителей и специалистов, а также отдельных категорий застрахованных за счет внедрения прогрессивных форм обучения, с учетом отраслевой специфики.
совершенствование законодательства Псковской области об охране труда;
содействие развитию совместного административного и профсоюзного контроля за состоянием условий и охраны труда.
5.3. Определить и реализовывать меры, направленные на уменьшение негативного воздействия на окружающую среду, обеспечивающие:
принятие нормативных правовых актов области в сфере обращения с отходами производства и потребления;
дальнейшее упорядочение и повышение эффективности природоресурсной и природоохранной деятельности.
5.4.Стимулировать заинтересованность предприятий в уменьшении негативного воздействия на окружающую среду.
6. Молодежная политика
Стороны:
6.1 Проводят согласованную политику в области расширения гарантий и прав молодежи на учебу, труд, достойный доход, жилье, полноценный отдых и досуг, участие в решении производственных задач.
6.2 Обеспечивают представительство молодежи на руководящих должностях в органах власти, в учреждениях и общественных организациях, включение молодежи в состав кадрового резерва.
6.3 Администрация области:
6.3.1. Обеспечивает выполнение федеральных и областных нормативных правовых актов, регулирующих государственную молодежную политику в пределах средств, предусмотренных законом области об областном бюджете Псковской области на соответствующий год.
6.3.2. Содействует международному молодежному сотрудничеству.
6.3.3. Обеспечивает реализацию прав и гарантий молодежи в сфере труда и занятости. Организует профориентационную работу с молодежью. Содействует организации работы по переподготовке, повышению квалификации работающей молодежи.
6.3.4. Способствует трудоустройству молодых специалистов, обеспечивает проведение акций, мероприятий, направленных на повышение престижности рабочих специальностей.
6.3.5. Создает условия, направленные на физическое и духовное развитие детей и молодежи, формирование здорового образа жизни и охрану здоровья молодого поколения.
6.3.6. Обеспечивает молодежь жильем в рамках областной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Администрации области от 27.01.2011 № 24, и оказывает поддержку при приобретении или строительстве жилья.
6.3.7. Принимает участие в создании временных (сезонных) рабочих мест для студенческой и учащейся молодежи.
6.3.8. Создает условия для государственной поддержки талантливой и одаренной молодежи, молодых семей. Создает условия для патриотического воспитания молодежи.
6.3.9. Реализует мероприятия по организации отдыха и оздоровления детей и подростков в период школьных каникул.
6.3.10. При формировании областного бюджета на очередной финансовый год, исходя из возможностей бюджета, предусматривает средства на поддержку спортивно-оздоровительных лагерей, подростковых клубов, детско-юношеских спортивных школ.
6.3.11. Реализует мероприятия по обеспечению детей дошкольного и школьного возраста качественным сбалансированным питанием, совершенствует систему организации питания в образовательных учреждениях на основе внедрения новых технологий и форм обслуживания для сохранения и укрепления их здоровья.
6.4 Работодатели:
6.4.1. Заключают договоры о сотрудничестве с учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования с целью подготовки и переподготовки молодых работников, проведения производственной практики.
6.4.2. Проводят профориентационную работу с молодежью.
6.4.3. При наличии соответствующих условий принимают меры по выделению дополнительных рабочих мест для несовершеннолетних граждан в каникулярное время, оплачивая их труд в соответствии с проделанной работой, соблюдая требования Трудового кодекса РФ, техники безопасности и охраны труда.
6.4.4. Создают условия для реализации научно-технического и творческого потенциала молодежи, стимулирования ее инновационной деятельности. С целью сохранения преемственности кадрового потенциала организуют работу советов наставников.
6.4.5. Создают условия для физического и духовного развития работающей молодежи. Содействуют органам государственной власти в работе по профилактике злоупотребления алкоголем и наркотическими средствами молодых работников.
6.4.6. Обязуются: при наличии финансовых возможностей и на условиях, предусмотренных в коллективных договорах, предоставлять:
– доплаты к заработной плате молодым работникам, получающим образование без отрыва от производства, направленным на обучение работодателем;
– ежемесячные доплаты к стипендии учащимся вузов, средних специальных учебных заведений, направленным на обучение работодателем, при условии отличной и хорошей учебы;
– беспроцентные ссуды для оплаты за обучение в высших и средних специальных учебных заведениях работникам, направленным на обучение работодателем;
– сохранение средней заработной платы на период переподготовки и повышения квалификации;
– социально-экономическую поддержку молодых работников при создании семьи, рождении ребенка, содействия в решении первичных жилищных и бытовых проблем;
6.5 Профсоюзы:
6.5.1. Создают в профсоюзных организациях молодежные органы.
6.5.2. Участвуют в разработке и включении в коллективный договор раздела «Молодежная политика».
6.5.3. Принимают участие в разработке, принятии и реализации в организациях программ по работе с молодежью.
6.5.4. Организуют обучение руководителей молодежных профсоюзных органов, оказывают им методическую помощь.
6.5.5 Оказывают помощь в организации массовых, культурных, спортивных мероприятий, досуга и отдыха работающей молодежи.
6.5.6 Оказывают помощь по выделению средств на организацию отдыха и оздоровления работников и членов их семей.
6.5.7. Создают условия для поддержки талантливой и одаренной молодежи, молодых семей, патриотическому воспитанию молодежи.
6.5.8. Проводят среди молодежи разъяснительную работу о необходимости повышения квалификации.
6.5.9.Способствуют закреплению молодежи в течение первых двух лет работы на предприятиях для получения соответствующей квалификации.
7. Социальное партнерство и координация действий Сторон Соглашения
Стороны считают необходимым обеспечить в предстоящий период дальнейшее развитие системы социального партнерства и повышение его эффективности.
7.1. Стороны обязуются реализовать следующие меры, направленные на повышение роли Комиссии в согласовании интересов Сторон:
проводить в рамках Комиссии консультации по вопросам формирования и проведения социально-экономической политики;
обеспечить безусловное выполнение норм Трудового кодекса Российской Федерации, касающихся участия Комиссии в разработке и обсуждении проектов законов области и иных нормативных правовых актов области в сфере труда, программ социально-экономического развития области, других актов органов государственной власти области в сфере труда:
проекты актов, указанных в настоящем пункте, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются разработчиком на рассмотрение в Комиссию до их внесения в областное Собрание депутатов или до их принятия Администрацией области или органом исполнительной власти области;
решения Комиссии, а при наличии неурегулированных разногласий – мнения ее Сторон в обязательном порядке доводятся до сведения областного Собрания депутатов (в отношении направленных в Комиссию проектов законов области и иных актов, принимаемых областным Собранием депутатов) и подлежат обязательному рассмотрению Администрацией области и иными органами исполнительной власти области (в отношении направленных в Комиссию проектов актов, принимаемых соответственно Администрацией области и иными органами исполнительной власти области).
7.2. В целях распространения принципов социального партнерства Стороны принимают на себя следующие обязательства:
содействовать развитию связей Комиссии с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, с отраслевыми и иными комиссиями по регулированию социально – трудовых отношений;
содействовать развитию практики коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в организациях всех форм собственности;
содействовать развитию механизмов досудебного и внесудебного разрешения трудовых споров, в том числе созданию специализированных учреждений по разрешению коллективных трудовых споров;
7.3. Стороны принимают все зависящие от них меры по урегулированию коллективных трудовых споров, возникающих в области социально-трудовых отношений.
7.4. Администрация области и Работодатели гарантируют невмешательство в деятельность профсоюзов, соблюдение прав профсоюзов в соответствии с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и Трудовым кодексом Российской Федерации, не препятствуют созданию и функционированию профсоюзов в организациях.
7.5. Стороны, признавая солидарную социальную ответственность Сторон как одно из условий экономического и социального развития области, считают необходимым реализовать меры, направленные на более четкое разграничение социальной роли и ответственности участников социального партнерства.
Стороны при этом исходят из того, что:
участие работодателей в решении социальных задач не может быть заменой государственных обязательств;
социальные инициативы работодателей, предпринимаемые сверх законодательно установленных обязательств, основываются исключительно на принципах добровольности.
7.6. Материалы, посвященные освещению деятельности Комиссии и хода реализации настоящего Соглашения регулярно публикуются Администрацией области в газете «Псковская правда» и на официальном сайте области www.pskov.ru.
7.7. Стороны принимают на себя обязательства ежегодно разрабатывать план совместных действий по реализации настоящего Соглашения.
7.8. Комиссия один раз в полугодие готовит на основе представляемых Сторонами сведений и анализа реализации настоящего Соглашения информацию о ходе выполнения настоящего Соглашения, вносят предложения о ее рассмотрении на заседаниях Комиссии.
Комиссия ежегодно рассматривает ход выполнения настоящего Соглашения.
7.9. Стороны договорились, что изменения в настоящее Соглашение вносятся в следующем порядке:
Сторона, проявившая инициативу по внесению изменений, направляет в Комиссию в письменной форме предложение о начале переговоров с перечнем конкретных изменений;
после получения соответствующего предложения одной из Сторон переговоры Сторон должны быть проведены в течение одного месяца;
изменения вносятся в Соглашение по решению Комиссии.
7.10. Настоящее Соглашение заключается на 2012 – 2014 годы.
7.11. Текст Соглашения публикуется в газете «Псковская правда» в 2-недельный срок со дня его подписания.
7.12.Настоящее соглашение открыто для подписания.