Внутренняя политика Правительства РФ, направленная на построение социального государства, требует не только системного государственного финансирования соответствующих социальных программ, но и консолидации сил всех общественных и государственных институтов в целях повышения социальной стабильности российского общества.
Глобальный финансовый кризис показал общественную опасность экономических политик, которые получили международное название «экономический эгоизм».
Общественность заинтересована в повышении корпоративной ответственности бизнеса, как важной составляющей социальной стабильности общества в целом. Не менее значимой для общества является направление межсекторного взаимодействия – участие бизнеса совместно с некоммерческими организациями и государственными структурами в социальных проектах, направленных на повышение качества жизни местного сообщества.
Повышение социальной ответственности важно и для развития самого предпринимательства, поскольку ответственный бизнес – это культурный бизнес, стремящийся к стабильному росту через укрепление своих корпоративных преимуществ, таких как стабильность персонала, общественная репутация предприятия и высокое доверие деловых партнеров.
Участники Общественных слушаний рекомендуют Общественной палате Псковской области, Администрации Псковской области, Торгово-промышленной Палате Псковской области, Союзу промышленников и предпринимателей Псковской области, Областному Совету профсоюзов разработать консолидированную комплексную программу развития социальной ответственности регионального бизнеса, в рамках которой необходимо:
1. Четко сформулировать основные принципы политики социальной ответственности регионального предпринимательства в двух основных направлениях: работодатель – наемный работник; предприятие – государство.
2. Создать инструменты межсекторного взаимодействия – организационные (координационный комитет, рабочая группа, комиссия) и финансовые (Фонд местного сообщества).
3. Активно пропагандировать в бизнес-среде социальное партнерство как важное условие повышения эффективности частного предпринимательства и экономического развития Псковской области.
4. Разработать программу обучения для руководителей предприятий с целью повышения их компетентности в области реализации социально ориентированного менеджмента.
5. Определить систему четких, измеряемых критериев оценки эффективности социальных политик предприятий, ответственности в сфере трудовых отношений, налоговой, экологической добросовестности, общественной активности, благотворительной деятельности организаций.
6. Проводить ежегодный мониторинг состояния социальной ответственности предпринимательства в Псковской области. На основе разработанных критериев оценки формировать региональный рейтинг предприятий псковской области по параметру социальной ответственности.
7. Разработать и внедрить региональную систему морального и материального стимулирования социально ориентированного предпринимательства.
8. Обеспечивать информированность рынка труда и широкой общественности о состоянии корпоративной ответственности предприятий – работодателей. С этой целью данные ежегодного мониторинга придавать гласности через публикацию рейтинга ответственности бизнеса на сайте Общественной палаты Псковской области, Администрации области и региональных СМИ.
9. Общественной Палате Псковской области организовать 10 – 11 сентября 2013 г. обучающий методический семинар для предпринимателей по теме: «Социальное предпринимательство: суть, подходы, успешные практики в РФ, рецепты разработки бизнес-планов».
10. Создать рабочую группу (междисциплинарную/межведомственную) по развитию социального предпринимательства, в задачи которой на первом этапе должна войти оценка секторов экономики региона (где наиболее востребовано и актуально развитие форм социального предпринимательства), на втором – разработка "дорожной карты" с инструментами по развитию этих направлений (лидеры – обучение, финансовые инструменты, региональные программы/проекты и пр.).
11. Инициировать создание регионального оператора для курирования работы по направлениям межсекторного взаимодействия и социального предпринимательства (анализ ситуации, распространение информации, консультирование, внедрение новых технологий, обратная связь, мониторинг и т.д.). Для этого обсудить в рамках работы групп (п.2 и п.10) возможность вступления Псковской области в программу Агентства Стратегических инициатив "Социальное направление" по созданию Центра социальных инноваций.
12. Поддержать предложения областного Совета профсоюзов о внесении в Региональное трехстороннее соглашение и в Законы Псковской области «Об охране труда в Псковской области» и «О социальном партнерстве в сфере труда в Псковской области». Направить их в адрес Губернатора Псковской области А. А. Турчака и председателя областного Собрания депутатов А. А. Котова.
13. Сторонам социального партнерства, признающим солидарную социальную ответственность как одно из условий экономического и социального развития Псковской области:
· реализовывать меры, направленные на обеспечение соблюдения трудовых прав и гарантий работников организаций Псковской области в рамках реализации Регионального трехстороннего соглашения на 2012 – 2014 годы;
· содействовать увеличению количества заключаемых соглашений, коллективных договоров, повышению их качества и ответственности сторон социального партнерства за реализацию принятых обязательств;
· обеспечить безусловное выполнение норм трудового законодательства, касающихся участия трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в подготовке и обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, разрабатываемых органами государственной власти Псковской области и органами местного самоуправления Псковской области;
· начать работу по созданию территориальных объединений работодателей для обеспечения легитимного представительства сторон социального партнерства в территориальных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений.
Секретарь
Общественной палаты
Псковской области В.Ф.Павлов