Единство. Солидарность. Справедливость.

Доклад Председателя Псковского облсовпрофа Ульяны Михайловой по основному вопросу на заседании Совета Псковского облсовпрофа 2 ноября 2011 года

03.09.2016

Уважаемые члены Совета,

гости и приглашённые!

Наша работа в сфере охраны труда определяется ст.37 Конституции РФ «каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены».

К сожалению,  процесс создания необходимых предпосылок для обеспечения безопасности труда  идет   медленно. Эта проблема представляет собой сложную задачу, так как для ее решения необходим комплексный подход. В связи с этим велика роль профсоюзов, которые на всех уровнях должны отстаивать права граждан на охрану труда и здоровья, декларированные в Конституции РФ.

        Статья 20 Федерального закона "О профессио­нальных союзах, их правах и гарантиях деятельности" гласит, что проф­союзы осуществляют общественный  контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных лиц по охране труда, а также собственные технические инспекции труда, действующие на основании утверждённых положений.

        В программном документе ФНПР «Достойный труд – основа благосостояния человека и развития страны», принятом 14 января 2011 года постановлением VII съезда ФНПР говорится: «Обеспечение права работников на достойные, безопасные, благоприятные для здоровья условия труда и экологическую безопасность всегда было одним из приоритетных направлений усилий профсоюзов».

        В целях обеспечения законных прав и интересов членов профсоюза на здоровые и безопасные условия труда Псковский областной совет профессиональных союзов осуществляет  общественный контроль за исполнением работодателями законодательства об охране труда.

       Основные направления деятельности профсоюзов по организации и осуществлению общественного контроля определены ХХIII  Конференцией Псковского облсовпрофа.

       Для реализации поставленных задач в Псковском облсовпрофе  создана и работает на штатной основе техническая инспекция труда.

      Руководит  нашей инспекцией Фёдоров В.А.

      Техническая инспекция труда Псковского областного совета профессиональных союзов в своей структуре имеет:

·        отдел охраны труда

·        учебный центр по охране труда

·        испытательную лабораторию

·        орган по сертификации работ и услуг в сфере охраны труда.

      Отдел  охраны труда в соответствии с Положением по всем направлениям взаимодействует  с первичными профсоюзными организациями:

  – оказывает консультативную помощь первичным профсоюзным организациям при формировании ими обязательств  по вопросам охраны труда;

– рассматривает обращения членов профсоюзов по вопросам охраны труда;

– оказывает методическую помощь уполномоченным и членам комитетов по охране труда;

–  защищает законные права и интересы членов профсоюзов обслуживаемых организаций на здоровые и безопасные условия труда;

– организует обучение профактива по вопросам охраны труда;

– принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве совместно с Гострудинспекцией;

  – анализирует состояние и причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и разрабатывает предложения по их профилактике.

        В 2011 году  (по итогам 9 месяцев) Псковский облсовпроф и членские организации оказывали консультативную помощь  первичным профсоюзным организациям и членам профсоюзов по проблемам условий и охраны труда, проводили выборочный контроль за выполнением работодателями законодательства об охране труда. 

       Работники технической инспекции труда приняли участие в 9 заседаниях президиумов областных организаций отраслевых профсоюзов, на которых рассматривались вопросы по направлениям деятельности профсоюзов в сфере охраны труда: организация работы по охране труда на предприятии, порядок аттестации рабочих мест по условиям труда, разработка разделов охраны труда в коллективных договорах, которых на сегодня более 780 единиц.

        Кроме этого,  областные организации отраслевых профсоюзов уделяли большое внимание вопросам охраны труда при проведении  тематических семинаров. В 2011 году областными организациями отраслевых профсоюзов было проведено 14 семинаров, куда были приглашены сотрудники технической инспекции труда облсовпрофа. В октябре 2011 года на базе  учреждения отдыха «Алоль» состоялся семинар, областной организацией профсоюза работников здравоохранения. В рамках этого  семинара было привлечено 40 руководителей первичных профсоюзных организаций, приняла участие заместитель Губернатора Псковской области Емельянова В.В. и руководители Государственных комитетов здравоохранения и по труду и занятости населения Псковской области. На семинаре  вырабатывалась позиция по проблемам в сфере охраны труда.

       Техническими инспекторами труда Псковского облсовпрофа было проведено  35 проверок соблюдения законодательства по охране труда в организациях Псковской области (в т.ч. 10 проверок – совместно с Гострудинспекцией). В результате проведенных проверок было выявлено 132 нарушения.  Для устранения выявленных нарушений в соответствии со статьей 370 ТК РФ, статьей 19 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» техническими инспекторами труда предъявлены работодателям представления, за выполнением  которых осуществляется контроль. На сегодняшний день  более половины  нарушений устранены.

Несмотря на отсутствие технических инспекторов труда в членских организациях Псковского облсовпрофа, в полном объеме реализованы полномочия профсоюзов в расследовании несчастных случаев на производстве. Технические инспекторы труда участвовали в расследовании всех несчастных случаев, подлежащих расследованию.

        За 9 месяцев 2011 года в области зарегистрированы 138  несчастных случаев (из них 3 – смертельные, 14 – тяжёлые) и впервые выявленных профзаболеваний. 

        Все смертельные и тяжелые несчастные случаи, которые произошли за 9 месяцев 2011 года,  расследованы с участием технической инспекции труда Псковского облсовпрофа в установленном порядке.          

В соответствии со статьей 2301 Трудового кодекса РФ работниками технической инспекции труда  осуществлялся анализ состояния и причин несчастных случаев, соответствующие выводы и предложения направлялись в адрес работодателей для принятия соответствующих мер.

        При анализе причин несчастных случаев установлено, что в учреждениях и на предприятиях  есть недостатки в организации административно-общественного контроля за состоянием и условиями охраны труда.  Работодатели не спешат вводить систему управления охраной труда, восстанавливать службы охраны труда и принимать в штат освобожденных специалистов по охране труда. В большинстве организаций нет тесной связи в работе специалистов по охране труда, уполномоченных лиц, комиссий по охране труда и работодателей.   

          В организациях области общественный контроль за охраной труда осуществляют около 1300 уполномоченных профсоюзами  лиц по охране труда. В состав комитетов (комиссий) по охране труда входят около 1000  членов профсоюзного актива.

В  преддверии Всемирного дня охраны труда 28 апреля подведены итоги ежегодного областного конкурса на звание «Лучший уполномоченный профкома по охране труда».

Конкурс «Лучший уполномоченный профкома по охране труда» проводится ежегодно с 2004 года.

        Победителями этого конкурса по итогам работы за 2010 год  стали представители областных организаций  отраслевых профсоюзов работников: «Электропрофсоюз», потребкооперации и предпринимательства,  народного образования и науки,  госучреждений и общественного обслуживания.

      Отрицательно на работе уполномоченных сказывается отсутствие  федеральной  законодательной базы, обеспечивающей права и гарантии  профсоюзных инспекторов труда.

     Локальными нормативными документами  организации, в частности, нормами  коллективного договора обеспечить  широкую степень защиты не удаётся.

 

     Учебный центр по охране труда Псковского облсовпрофа проводит обучение по охране труда руководителей и специалистов организаций,  специалистов служб охраны труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда  и  членов комитетов (комиссий) по охране труда начиная с 1996 года.

      С декабря 2010 года данный вид деятельности осуществляется  в  соответствии с записью о внесении в реестр аккредитованных Минздавсоцразвития организаций с правом  оказания услуг в области обучения работодателей и работников вопросам охраны труда.

В 2011 году при участии технических инспекторов труда в Учебном центре  прошли обучение по охране труда 306 работников разных категорий.

        Учебный процесс обеспечен специализированным оборудованием и  осуществляется с применением лекционной формы обучения, модульной программы «Охрана труда для руководителей и специалистов», комплекта законодательных и нормативных актов по охране труда, фильмотеки, стендовых материалов.

Обучение проводится как  стационарно, так и с выездом на местонахождение организации.

         Приведу пример.  В феврале 2011 года Учебный центр провел обучение для 12 уполномоченных по охране труда Агрофирмы «Победа». В процессе обучения состоялось расширенное заседание профкома, на котором были рассмотрены вопросы состояния условий охраны труда.  В заседании приняли участие Председатель Псковской областной организации профсоюза АПК РФ – Васильева Е.В. и специалисты Технической инспекции труда Псковского облсовпрофа. Перед службой охраны труда и руководством Агрофирмы «Победа» поставлены ряд рабочих вопросов, таких как: обеспечение средствами защиты, аптечками по оказанию доврачебной помощи и другие.

       По результатам заседания была  организована встреча с руководством Агрофирмы «Победа». (все гарантии уполномоченным предусмотрены).

      

        В соответствии со статьёй 212 ТК РФ  во всех организациях, независимо от области экономической деятельности и форм собственности должна проводиться аттестация рабочих мест по условиям труда.

         В состав технической  инспекции труда Псковского облсовпрофа входит  испытательная лаборатория. (презентация)

        В испытательной лаборатории работают 3 специалиста.

Основная задача лаборатории – оказание помощи предприятиям и учреждениям, имеющим первичные профсоюзные организации, в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. В 2011 году лабораторией аттестовано  193 рабочих места  в 9 организациях области. Всего за  период с 2008 года по настоящее время лабораторией аттестовано около 1800 рабочих мест в организациях различных отраслей (видов экономической деятельности). 

К процессу аттестации привлекается профсоюзный актив организаций (уполномоченные и члены комитетов по охране труда). Но основная работа для профсоюзного актива наступает после проведения аттестации рабочих мест – при разработке и реализации плана мероприятий по ее результатам.        Эту работу необходимо взять на контроль и первичным профсоюзным организациям и  областным организациям отраслевых профсоюзов. 

Развивается и такое направление работы испытательной лаборатории как проведение независимой экспертизы условий труда. Она проводится бесплатно по ходатайствам работников-членов профсоюзов и областных организаций  отраслевых профсоюзов. Кроме этого, работа лаборатории направлена на выявление профессиональных рисков, постановку их на учет и устранение или снижение до минимального уровня.

На первоначальном этапе (2008-2009г.г.) испытательная лаборатория осуществляла свою деятельность, связанную с оценкой физических факторов.  

С 2010 г. в область аккредитации лаборатории включена оценка химического фактора, для чего было приобретено дополнительное  оборудование.

В 2011 г. по требованию Минздравсоцразвития возникла необходимость приобретения приборов по оценке ионизирующего излучения и оценке лазерного излучения.

В большинстве случаев лаборатория оказывает услуги организациям,  где есть профсоюзы,  с учётом всех установленных скидок.

        Решение о предоставлении скидки на стоимость работ по аттестации рабочих мест на предприятиях, где есть профсоюзные организации, было принято руководством облсовпрофа в 2008 году.  В настоящее время скидки составляют от 5 до 20%, в зависимости от численности членов профсоюза. При сдаче выполненных работ заказчикам руководителям предприятий и организаций рекомендовано сэкономленные средства направлять на мероприятия по улучшению условий труда или на развитие деятельности профсоюзных комитетов. Но обратной связи мы не получаем.

       В апреле 2011 года испытательная лаборатория Псковского облсовпрофа прошла аккредитацию на техническую компетентность и независимость для проведения работ по испытаниям в целях аттестации рабочих мест, о чем от Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии получен аттестат. Аттестат аккредитации действует до 21 апреля 2016г.

         Безусловно, что работа, связанная с организацией деятельности лаборатории,  потребовала  немалых затрат.

         На первоначальном этапе (2008-2009г) испытательная лаборатория осуществляла свою деятельность, связанную с оценкой физических факторов. Для проведения данных видов работ было приобретено  оборудование на сумму  486 075  рублей.

С 2010 г. в область аккредитации лаборатории включается оценка химического фактора,  который потребовал приобретение  оборудования стоимостью  327 000  рублей.

На приобретение  приборов по оценке ионизирующего излучения и оценке лазерного излучения  потребовалось около 100 тыс.  рублей

Общая сумма затрат  начиная с 2008 г. на приобретение приборов  на выполнение услуг по оценкам физических и химических факторов составила  907 435 рублей. 

Условия аккредитации лаборатории потребовали дополнительных расходов, связанных с получением сертификатов, обучением сотрудников лаборатории и прочих услуг. Общая сумма затрат, начиная с 2008 г.,  связанных с сертификацией, поверкой приборов, обучением сотрудников составила  498 000  рублей.

        Мы считаем, что развитие испытательной лаборатории позволит усилить позиции Псковского облсовпрофа  по защите трудовых прав работников, популяризировать деятельность профсоюзов.

       15 июля 2011 года  на базе НИИ охраны труда ФНПР  состоялась  научно-практическая конференция «Инновации в профсоюзах-2011. Новейшие разработки профсоюзов – вклад в устойчивое развитие экономики России», в ходе которой участники поделились инновационными технологиями, учитывающими специфику профсоюзной деятельности. В частности, речь шла об электронных профсоюзных услугах, активном освоении профсоюзами интернет-пространства и развитии профсоюзного интернет-телевидения и интернет-радио, дисконтной профсоюзной карте, новых инструментах ведения коллективных переговоров при заключении колдоговоров и соглашений между наемными работниками и работодателями.  Псковские профсоюзы на форуме  представляла Михайлова У.А. – Председатель Псковского облсовпрофа. Она выступила по теме «Испытательная  лаборатория  замеров  вредных  факторов  производства как увеличение   эффективности    осуществления    профсоюзами    правозащитной деятельности».

         Для осуществления уставной деятельности Техническая инспекция труда Псковского областного совета профессиональных союзов с  2011 года будет развивать направление «Экологический  контроль» и «Экологическая экспертиза». 

        С этой целью в штат Псковского облсовпрофа включена дополнительно штатная единица главного специалиста лаборатории.  С этого момента численность работников лаборатории стала составлять 3 человека.

         Псковские профсоюзы намерены и дальше  продолжать работу, направленную на улучшение условий и охраны труда в области, уменьшение профессиональных рисков, снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний. 

         Поиск новых подходов к управлению охраной труда и ее реформированию как на федеральном, так и региональном и местном  уровнях обусловлен происходящими изменениями в экономике и социальной сфере. Государственная политика в области условий и охраны труда еще не в полной мере обеспечивает системный, комплексный подход ко всему спектру решаемых задач в этой области и внедрению инновационных элементов экономической эффективности управления.

Введённый в действие Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ ”Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” требует пересмотра законодательства в области управления охраной труда в Псковской области и на территориях муниципальных образований. По-видимому, в силу того, что муниципальные образования существенно различаются между собой по виду, размерам территории, численности населения,  социально-экономическому потенциалу, законодатель не посчитал необходимым наделить органы местного самоуправления равными объемами полномочий в области охраны труда.

Очень сложно на муниципальном уровне решать проблемы в области охраны труда. Не все муниципальные образования откликнулись на наше письмо, которое было направлено в адрес Глав районов области. Нашими специалистами были разработаны все проектные документы.  Нами было получено 8 ответов из 26. Но это тоже результат.  Ещё год назад это направление в области отсутствовало.

Несмотря на то, что Закон № 341-ОЗ «Об охране труда в Псковской области» принятый  4 марта 2004 года гласит, что для реализации полномочий в сфере охраны труда на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе создавать в соответствии с федеральным и областным законодательством службу управления охраной труда или назначать специалистов по охране труда, имеющих соответствующую подготовку и опыт работы в этой области, практически ни в одном муниципальном образовании таких специалистов нет, не говоря уже о службах охраны труда. Работа по охране труда чаще всего является дополнительной нагрузкой для специалистов, занимающихся  решением социальных вопросов.

        Обеспечение необходимых условий и охраны труда является  важнейшим направлением деятельности,  как организаций, так и органов государственной власти всех уровней, включая органы местного самоуправления.

Взаимоотношения органов государственного и муниципального управления охраной труда должны  строиться на основе Соглашения о взаимодействии, цели которого – формирование и реализация единой государственной политики в области охраны труда, эффективное сотрудничество по реализации законодательства в этой области, профилактическая деятельность по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

В компетенцию органов местного самоуправления входит принятие местных нормативных правовых актов, связанных с деятельностью служб охраны труда  администраций, координационных советов по охране труда при главах районов, с разработкой и реализацией районных программ улучшения условий и охраны труда, проведением  смотров-конкурсов и т.д.

В Псковской области мероприятия по охране труда  включены в Областную долгосрочную целевую программу "Улучшение условий и охраны труда в Псковской области на 2010-2013 годы" и Стратегию  демографического развития Псковской области на период до 2015 года  (утв. распоряжением Администрации Псковской области от 10 февраля 2011г.N 38-р,  п.п.1.1.3.). Очень серьёзное достижение!

        Но тех средств, которые заложены в Программу (а это 600 тыс. руб. в этом году и по 700 тыс. рублей – в 2012 и 2013 годах) явно недостаточно, чтобы решить все проблемы в области охраны труда. На 600 тыс. рублей, выделенных в 2011 году возможно провести аттестацию рабочих мест только в 8 организациях области.

       Псковские профсоюзы считают, что  на территории  области должны быть разработаны и приняты аналогичные отраслевые и муниципальные программы  улучшения условий и охраны труда.

      14 марта  2011 года Псковский облсовпроф направил  Главам районов Псковской области письма с предложением  разработки и принятия Программ улучшения условий и охраны труда на территории районов области. Ответы были получены практически из всех районов. Однако не все районы  имеют возможность принять такие программы, так как  нет финансовых возможностей.

      Необходимость применения программного подхода к решению проблемы улучшения условий и охраны труда на территории районов Псковской области обуславливают 2 важных фактора:

– невозможность решения данной проблемы  отдельными локальными мерами без функционирования комплексной системы управления охраной труда на территории  области, охватывающей исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия и организации всех форм собственности;

– потребность в усилении взаимодействия и консолидации совместных усилий органов государственного надзора, исполнительной власти и общественного контроля, расширении  всех форм социального партнерства для улучшения условий и охраны труда работающего населения.

Программы улучшения условий и охраны труда необходимы не только в отдельных районах, но и в отдельно взятых отраслях.

В настоящее время Председателем областной организации отраслевого профсоюза работников культуры Родионовой Н.Г. совместно с Главным техническим  инспектором труда Псковского облсовпрофа Фёдоровым В.А.  разработан  проект программы улучшения и условий охраны в учреждениях культуры Псковской области. Мы рассчитываем на подписание данного документа и это послужит началом для разработки аналогичных Программ во всех отраслях экономики Псковской области. И это прогресс!

      Стратегический курс всех Псковских профсоюзов направлен на развитие системы социального партнерства в области. Начиная с 1992 года, профсоюзы области заключают региональное трехстороннее соглашение между Администрацией, профсоюзами и объединением работодателей Псковской области.

       Через это соглашение профсоюзы реализует предложения членских организаций по различным вопросам, в том числе по охране труда.

На основе трехстороннего соглашения представители профсоюзов участвуют в работе областной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений,  Межведомственной комиссии по координации действий и контролю за реализацией областной долгосрочной целевой Программы «Об улучшении условий и охраны труда в Псковской области на 2010-2013 годы», в разработке, обсуждении и принятии законов области, иных документов и решений в сфере труда.

При активном участии профсоюзов на одном из заседаний трёхсторонней комиссии  было принято решение о разработке в Псковской области Закона “О социальном партнерстве”. Надеемся, что в данном законе найдут отражение и вопросы управления охраной труда на территории области.

В настоящее время готовится новый проект Регионального  трёхстороннего соглашения, где соответствующий раздел по охране труда есть.

В конце ноября состоится  заседание трёхсторонней комиссии, на котором мы готовы обсудить вопросы разработки и принятия данных документов.

В соответствии с принятыми документами создаётся  система социального партнерства на уровне области, муниципального образования, отрасли и организаций на основе комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, коллективных договоров и соглашений.

Одной из форм партнерства, сотрудничества, является принятие в 2008 году Соглашения по совместным действиям государственной инспекции труда в Псковской области с Псковским облсовпрофом.  Как было отмечено ранее,  на основе этого Соглашения проводятся совместные проверки и обследования состояния условий и охраны труда и выполнения требований законодательства на предприятиях и в организациях, совместно расследуются несчастные случаи на производстве, проводится обучение руководителей и специалистов организаций, обмен  информацией о результатах проверок состояния условий и охраны труда.

        Сегодня условия труда, охрана труда во многом зависят от конструктивной, настойчивой позиции профсоюзов.

       Культура охраны труда должна прививаться не только сверху, через законодательные и нормативные акты, но и на уровне специалистов по охране труда и уполномоченных по охране труда непосредственно в организациях.

Рассматривая вопрос деятельности профсоюзов по реализации мероприятий в сфере охраны труда, мы остановились на очень важной роли осуществления общественного контроля: в организациях области работают уполномоченные лица по охране  труда, комитеты по охране труда. И всё-таки, в этих вопросах мы много ещё не дорабатываем. Да и государственные технические инспекторы труда в Псковской области (их очень мало), в основном, занимаются расследованием несчастных случаев на производстве, а не профилактикой и предупреждением производственного травматизма и заболеваемости. Поэтому в качестве предложений считаю необходимым:

– сосредоточить внимание на проведении профилактической работы по устранению причин производственного травматизма и профзаболеваемости, шире практиковать совместные проверки состояния условий и охраны труда, промышленной и экологической безопасности с государственными органами надзора и контроля;   

–  провести там, где необходимо, выборы уполномоченных лиц по охране труда, организовать их обучение, систематически проводить семинары по охране труда с привлечением технической инспекции, органов надзора и контроля, специалистов по охране труда;

– обобщать опыт работы уполномоченных лиц по охране труда, пропагандировать их работу;

– повышать роль  комитетов по охране труда в организациях по выработке мероприятий по созданию безопасных  условий труда, а также систематическому анализу состояния охраны труда, травматизма и заболеваемости, включать эти мероприятия в соглашения по охране труда;

– контролировать обязательность включения соглашений по охране труда  в качестве приложений к коллективному договору.

Считаю, что охрана труда – это как раз то направление, где существует тесное взаимодействие профсоюзов, работодателей и органов государственной власти всех уровней – наглядное проявление социального партнерства.

Сегодня, несмотря на достигнутые определенные успехи, нельзя переоценивать уровень эффективности функционирования системы социального партнерства. Повышение эффективности системы социального партнерства, служащей целям защиты социально-экономических и трудовых прав и интересов работников, в том числе в решении проблем охраны труда, во многом зависит от консолидации усилий, солидарности и единства действий всех профсоюзов, профсоюзных органов, членов профсоюзов, которые всегда выступают за взаимное сотрудничество.

В настоящее время на областном уровне работа по охране труда выстроена хорошо, достаточно выстроено взаимодействие с шестью органами местного самоуправления.

Хотелось бы верить, что при помощи механизмов социального партнерства удастся изменить положение работников к лучшему и  избежать острых социальных конфликтов.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

456 просмотров