Псковский облсовпроф во все периоды своего существования значительное внимание уделял системе здравоохранения. Не только защищая работников медицинских учреждений и отстаивая их права, не только осуществляя оздоровление и реабилитацию трудящихся и членов их семей в профсоюзных учреждениях отдыха и оздоровления, но и выступая за качественную и доступную медицинскую помощь населению Псковской области.
Однако чиновники на общероссийском и региональном уровне последовательно и поэтапно переводили медицинскую помощь из разряда государственной функции в форме обязанности государства охранять здоровье граждан и оказывать всю необходимую медицинскую помощь в разряд «оказание медицинских услуг». В этом случае получается, что государство не обязано охранять здоровье гражданина и оказывать ему медицинскую помощь, а лишь предоставляет возможность организациям оказывать гражданину некие «медицинские услуги». А там гражданин сам, как с парикмахерской. Хочешь – стригись, хочешь – обрастай. Хочешь – лечись, хочешь – умирай.
При этом государство, прикрываясь «фиговым листочком» перечня «бесплатных медицинских услуг», делает вид, что оно «заботится о населении». Вот только «бесплатные медицинские услуги» на самом деле для работающего человека совсем не «бесплатны». Ежемесячно в фонд оплаты труда предприятий и учреждений начисляется определенная сумма на каждого работающего в зависимости от его заработка. Это так называемое «обязательное медицинское страхование». Данная сумма перечисляется специализированным страховым компаниям и затем, в случае обращения работника в медицинское учреждение, перечисляется на счет учреждения в зависимости от объема «оказанных услуг». Кроме того, этот самый перечень «бесплатных медицинских услуг» постоянно усыхает. Чиновники изыскивают массу поводов переложить все расходы по охране здоровья на плечи, а точнее – на карман гражданина. Все грабительские уловки прикрываются демагогией о «необходимости реформ по повышению качества и доступности медицинских услуг населению». Однако в ходе этих реформ в населенных пунктах закрываются фельдшерско-акушерские пункты, амбулатории, родильные дома, больницы. Зато создаются «домашние хозяйства», обученные оказанию первой неотложной медицинской помощи, которым выдаются специальные «медицинские сумки».
О «заботе и радении» псковских чиновников о здоровье населения области «Точка зрения» писала уже не раз. Но данная тема неисчерпаема. Каждый день приносит новые и новые примеры. Широко известный в узких кругах сайт Губернатора Псковской области Андрея Турчака практически ежедневно аккумулирует призывы о помощи больных жителей Псковской области или их родных. Вот, например, информация, загруженная 28 мая 2016 года: «Рецепт серия 58114 № 16004818 от 12 мая 2016 года, выписан серетид мультидиск 60 доз 50/500 (не 50/250). Препарат до сегодняшнего дня не получен. Вчера уже вызывала скорую, и так будет через день, снимают спазмы, иначе из дома не выйти, задыхаюсь. Господин Потапов, разрешите самой покупать препарат, отправлять Вам все затребуемые документы. Уверяю, это не дороже. Понимаю, что до вторника никто мое послание читать не будет, а потом в прокуратуру, напишу В.В. Путину. Кто то должен помочь» (Сохранена орфография и пунктуация оригинала).
Что могут ответить чиновники на это фактическое обвинение их в неисполнении своих обязанностей и непредоставлении «доступных медицинских услуг»?
Вариантов несколько:
– первый, самый благоприятный: спустя неделю И.И. Потапов, Председатель Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации, распределив «в ручном режиме» лекарство, напишет, в какой аптеке это лекарство можно получить;
– второй вариант, менее благоприятный, будет содержать информацию о том, что в связи с… получить лекарство невозможно, но как только, то…;
– возможен третий вариант, совсем неблагоприятный, похожий на ответы, полученные на другое обращение на сайте. Процитируем эту переписку полностью:
«Здравствуйте! У меня сахарный диабет первого типа, нахожусь на льготном обеспечении (получаю инсулин) в городе Великие луки в поликлинике №1 на улице Пионерская,10. Когда забеременела в 2015 году в мае, я прошла комиссию, где мне разрешили получать две коробки тест-полосок Акку-Чек актив в течение всей беременности и в период грудного вскармливания. К сожалению, до сих пор я не получила ни одной коробки тест-полосок.
Председатель Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации
Уважаемая (имя)!
Согласно действующему законодательству обеспечение граждан по льготным рецептам осуществляется в амбулаторных условиях в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В стандартах медицинской помощи при инсулин зависимом сахарном диабете и инсулиннезависимом сахарном диабете отсутствуют обязательства и норматив обеспечения пациентов по обеспечению в амбулаторных условиях медицинскими изделиями.
По вопросам лекарственного обеспечения Вы можете обратиться по телефону 58-67-16.
Заместитель Главы Администрации г. Великие Луки
Уважаемая (имя)!
Дополнительно сообщаем, что Вы в 2016 году в аптечный пункт отпуска с рецептами на тест-полоски для глюкометра не обращались. За 2015 год на отсроченном обеспечении у Вас имелись два рецепта на тест-полоски от 06.11.2015 г. в количестве 2-х упаковок. Эти рецепты в связи с отсутствием медицинских изделий были зарегистрированы в журнале неудовлетворительного спроса, введены в компьютерную программу, информация о них была передана в Комитет по здравоохранению и фармации для принятия мер по обеспечению рецептов. До конца 2015 года тест-полоски в пункты отпуска не поступали. Так как, рецепты Вам были выписаны комиссией врачей поликлиники № 1 по адресу: г. Великие Луки, ул. Пионерская, 10, Вам необходимо повторно обратиться на комиссию данного учреждения за выпиской рецептов на тест-полоски» (Сохранена орфография и пунктуация оригинала).
Если перевести с чиновничьего языка на нормальный, это значит, что факт выписки Вам лекарства еще не означает его получения, поскольку в амбулатории Вам его получить не положено, в аптеку Вы принесли рецепты в прошлом году, их занесли в журнал «неудовлетворенного спроса», до конца года их так и не привезли, а в НОВОМ ГОДУ Ваши старые рецепты ничего не значат, надо было обращаться повторно за выпиской, чтобы и их занесли в журнал.
Вот так просто преступная бездеятельность чиновников по необеспечению больного жизненно важным медицинским средством превращается всего лишь в «неудовлетворенный спрос». Ну прямо как с санкционными продуктами: «Ишь, «корден блю» хотят, ешьте «пошехонский»!» Неудовлетворенный спрос на роскошь. На роскошь жизни…
Теперь рассмотрим те «этапы большого пути», в ходе которых чиновники перекладывали все связанное с обеспечением конституционного права человека на жизнь на самого человека и «божий промысел». По принципу: хочешь – плати и живи, не хочешь – не живи.
В 2004 году разработана, а в дальнейшем успешно реализована концепция монетизации льгот для всех категорий льготников нашей страны, многие натуральные льготы в системе здравоохранения стали заменять «денежной компенсацией», не успевающей за ростом цен на лекарства.
2006 год ознаменовался глобальным пересмотром принципов межбюджетных отношений и введением понятия регионального нормативно-подушевого финансирования. Тем самым «душа» жителя депрессивного региона теперь могла рассчитывать на гораздо меньший объем медицинской помощи, чем региона богатого.
С 2008 года была проведена первая общероссийская кампания по введению новых систем оплаты труда работников бюджетной сферы, которая фактически разрушила принцип равной оплаты за труд равной ценности. Кроме того, данная система вырвала обязанности по содержанию медицинских работников с местного уровня на региональный. Были разработаны и введены драконовские штрафы в отношении врачей и лечебных заведений «за нарушение сроков оказания медицинской помощи». Например, положено по Вашему диагнозу болеть 7 дней и 2 раза быть на приеме у врача, так нечего к нему на 8-й день в третий раз приходить, даже если у Вас болезнь развивается с осложнениями. Доктора и поликлинику оштрафуют страховые медицинские компании за «превышение лимита».
К 2012 году была сформулирована идеология одноканального финансирования учреждений здравоохранения. По данной системе медицинское учреждение финансируется только через страховые компании. Органы местного самоуправления не могут выделять дополнительные средства для обеспечения функционирования лечебного учреждения. При этом в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург, в системе одноканального финансирования учитывается возможность обращения к врачу жителя другого региона (так называемые «гости города»), а вот в Псковской области оказание помощи жителю другого региона связано с серьезным затруднением получить за данный прием средства от страховых компаний, региона проживания обратившегося («дачника»). И получается, что с весны до поздней осени значительное количество принятых районным врачом пациентов не будет ему оплачено. И норматив количества докторов в Псковской области не учитывает сезонного увеличения населения. Какое отношение у доктора к работе? А какие очереди в это время на прием? (Хотя с очередями не все так просто. Жители Псковской области, занятые собственным выживанием, в полевой сезон к врачу ходят только в самом крайнем случае. Некогда. Грядки надо обрабатывать.)
2015 год увенчался созданием принципа «нуждаемости» при получении государственной поддержки всеми категориями граждан, окончательно разрушающего единое социальное пространство. Теперь чиновнику дано право решать, имеете ли Вы возможность получить бесплатно что-то льготное или Ваша зарплата (пенсия) на 2-3 рубля превышает некий, взятый с потолка, как пресловутые 1100 рублей компенсации ветеранам труда, уровень «нуждаемости», и Вы в силу этого всё будете покупать сами.
Начавшийся 2016 год в Псковской области принес новые веяния «доступности». В этом году граждане, перенесшие инфаркты и инсульты, по решению чиновников, должны проходить реабилитацию не в учреждениях санаторного типа, а при больницах.
Несомненно, наблюдение лечащего врача – это замечательно, но… Кто и где будет проводить реабилитационные процедуры в условиях острейшей нехватки медицинских работников (более 1000 вакантных должностей, по данным областного Комитета по здравоохранению и фармации)? Чиновники, видимо, рассчитывают, что персонал больниц будет еще больше трудиться для фиктивной экономии бюджета? Не на 2 ставки, а на 3! Что-то это напоминает господина Прохорова: «Давайте легализуем 60-часовую рабочую неделю!» У псковских чиновников, получается, нужно легализовать не 60-часовую рабочую неделю, а 80- или даже 100-часовую. (2,5 ставки нагрузки врача умножить на 40 часов).
Вот так, по представлению псковских чиновников, здравоохранение становится «доступнее» для жителей области.
Будем и дальше терпеть?