Очень долгое время в прошлом веке было общепринятым сравнивать показатели экономического и социального развития страны с уровнем 1913 года. Логика этих действий была понятна. Последний мирный год Империи. Экономические показатели на подъеме. Отчего бы и не сравнить, сколько именно чугуна было вылито, простите, разлито на душу населения…
В новом тысячелетии в качестве ориентиров стали использовать совсем другие годы. В основном достижения о «семимильных шагах» в развитии экономики новейшего времени сравнивались с показателями 1993 года. Потому, что даже показатели обвального, кризисного 1991 года в большинстве отраслей экономики были лучше, чем современные. А показатели 1992 года затруднительны для сравнения. «Чудо-реформы» «шоковой терапии» либерал-реформаторов этого года реально сравнивать только с экономическим кризисом в Германии 1922-1923 годов. Вот и использовались данные статистики «ваучерного» 1993 года. За это время население страны, несмотря на все усилия олигархов, смогло пережить и «дефолт» 1998 года, и «мировой финансовый кризис» 2008 года. Почему олигархи упомянуты в негативном свете? Так всё очень просто. В ходе кризиса 2008-2009 годов, когда Министерство финансов призывало население «затянуть пояса», количество долларовых миллиардеров в стране удвоилось.
По имеющейся у автора информации, многие предприниматели в стране в период кризиса 2008-2009 годов сократили различные выплаты и бонусы персоналу своих предприятий только на основании «объявленного кризиса», хотя не имели НИКАКИХ экономических предпосылок к этому. На этом им удалось резко увеличить собственные доходы.
При этом в бюджетной сфере государство стремилось сохранить покупательную способность населения, стимулируя спрос.
Псковская область, несмотря на свою глубокую дотационность и депрессивность, стремилась держаться в общероссийском русле. Администрация области, даже начиная очередную реформу системы оплаты труда работников бюджетной сферы, вводила специальную персональную компенсацию «до уровня заработной платы 2010 года», которая выплачивалась работнику, если в ходе реформы его зарплата становилась меньше, чем в 2010 году. Одновременно работникам низших квалификационных разрядов устанавливалась персональная доплата до уровня МРОТ. Это было связано с тем, что «светила экономической мысли», проводя данную реформу, установили «базовую расчетную величину» для исчисления зарплаты бюджетников ниже официально установленного в стране минимального размера оплаты труда. Вот и приходилось выкручиваться. Доплачивая человеку, если его заработная плата со всеми стимулирующими и компенсационными была менее МРОТ.
Как мы уже видели выше, заработная плата работника не должна была быть ниже его зарплаты в 2010 году.
Спустя всего несколько лет чиновники решили, что для оправдания их собственного существования необходимо изобразить «бурную деятельность» и провести очередную реформу. Вновь, как и в прошлый раз, необходимость реформы стала доказываться «соблюдением принципа социальной справедливости». (Ну а чем ещё? Минфин РФ уже сколько лет отвергает любые предложения о введении прогрессивной шкалы налогообложения принципом «социальной справедливости». Ну и пусть олигарх, да и чиновник тоже, заставляют работников «добровольно» трудиться более 40 часов в неделю, присваивая прибыль. Зато платят 13 % налога. Социально! Справедливо! По мнению Минфина.) В 2010-2011 году показателем «справедливости» было стремление чиновников «уравнять» заработную плату работников, имеющих одинаковое квалификационное наименование в различных бюджетных организациях. Например, медицинская сестра в школе, социальном приюте и больнице, по мнению чиновников, должна была иметь одинаковый оклад. При этом ПРОО Псковский облсовпроф вынужден был долго доказывать областным чиновникам, что заработная плата работников пожарных частей и спасательных отрядов регионального подчинения, при том же объеме обязанностей, должна быть равна зарплате работников федерального уровня. Здесь, без твердой позиции профсоюзов, чиновники не видели нарушения «социальной справедливости». Как модно сейчас говорить, от слова «СОВСЕМ».
В реформе 2014-2015 годов «социально справедливым» ориентиром вдруг стало наличие разных окладов одинаково называемым категориям работников в связи с различными условиями труда. При этом областные чиновники, прикрываясь всё тем же, пардон, «фиговым листком» «справедливости», провели монетизацию компенсаций работникам бюджетных учреждений за работу в сельской местности. Одним росчерком «справедливого» чиновничьего пера было установлено, что независимо от РЕАЛЬНОЙ потребности компенсация оплаты ЖКУ будет осуществляться в сумме 1100 рублей в месяц. Не важно, что человек живет в предоставленной в свое время квартире с центральным отоплением от котельной, работающей на мазуте, или щепе, или природном газе. Стоимость гигакалории разная, а компенсация «справедливая». Более того, как уже писалось ранее, «справедливость» чиновников стала еще «справедливее». Работник, проживающий в сельской местности, работающий на селе, но получающий за свой труд менее полной ставки, соответственно, получает меньше и данную компенсацию. Например, библиотекарь в сельской библиотеке, стараниями «реформаторов» уже работающий только на 0,25 ставки, и компенсировать расходы на ЖКУ будет только в размере 275 рублей. Но учитель или врач, работающие на 1,5 или 2 ставки, компенсацию более 1100 рублей получить не могут. «Справедливость» зашкаливает! Умствования чиновников-реформаторов пошли еще дальше. Целый ряд работников, включенных в общеобластной перечень получателей «сельских» льгот, вдруг перестали получать их в 2015 году. На основании того, что «данных профессий нет в отраслевом перечне». Так, «за бортом» льготополучения оказались библиотекари и медицинские сестры, работающие в сельских школах. Их коллеги, работая в учреждениях культуры и здравоохранения, льготы получают, а в школах – нет. Объяснение простое: когда вводили эту «справедливую систему», то чиновники ОТСКАНИРОВАЛИ только первую страницу перечня должностей образовательных учреждений, имеющих право на льготы. А два абзаца, бывшие на другой странице, где и перечислялись школьные библиотекари (не педагоги-библиотекари, а библиотекари со средним специальным образованием), медицинские сестры школьных медпунктов и ещё ряд специалистов, просто выпали из внимания чиновников. До сих пор они не только не исправили халатность, но и не собираются признавать это ошибкой. В их понимании это – «СПРАВЕДЛИВО».
Не менее справедливым, по мнению чиновников, является и усиление эксплуатации работников при сохранении заработной платы. Так, один из руководителей Государственного комитета Псковской области, рапортуя о завершении «реформы», бодро доложил: «В нашей сфере реформа завершена, ни один работник не пострадал, заработная плата работников не изменилась, сэкономлено свыше 100 млн. рублей, нагрузка на одного специалиста увеличилась на 30%»! Видимо, после такого рапорта ожидались «бурные продолжительные аплодисменты»?
Встречаясь с работниками различных предприятий и учреждений, в рамках работы координационных советов профсоюзных организаций, приходится выслушивать факты чиновничьих «экспериментов» над людьми.
В частности, на координационном совете удалось выяснить удивительный факт о негласном распоряжении региональных чиновников руководителям бюджетных учреждений о том, что при проведении перехода на «самую новую систему оплаты труда» работники не должны получать… (Помните доплату до уровня 2010 года и принцип «при переходе на новую систему работник должен получать не меньше, чем в 2010-м»? Забудьте!) В 2015 году работник по новой системе должен получать НЕ БОЛЬШЕ, чем в 2013 году! Чиновничья справедливость торжествует!
Как их «справедливость» собирается эволюционировать дальше, можно узнать из выступлений министра финансов и статей Председателя Правительства РФ.
А народ? Народ безмолвствует…
Чем закончилось безмолвие народа для семьи Годуновых, известно всем, кто изучал историю России. Господа чиновники ждут того же?!