А не замахнуться ли нам на Вильяма,
понимаете ли, нашего Шекспира?
(Из к/ф «Берегись автомобиля», 1966)
Сегодня тему очередной «Точки зрения» подсказала недавно опубликованная статья лидера Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Председателя Правительства РФ, экс-Президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева «Новая реальность: Россия и глобальные вызовы». Рука замирает над клавиатурой при наборе всех титулов этого, по отзывам специалистов, хорошего юриста и преподавателя права. Что-то в голове, наверное то, что все называют разумом, пытается предотвратить неизбежное вопия: «Безумец! С кем ты решился полемизировать?! Немедленно прекрати!» Возможно, из-за этого данная «Точка зрения» вынашивалась довольно долго, но «безумству храбрых поем мы песню»! Спорить со всеми положениями достаточно полной и познавательной работы Дмитрия Анатольевича было бы не честно и не разумно. В этой «Точке зрения» хочется рассмотреть лишь ряд положений вышеуказанной статьи с позиции провинциала. Этакого «заМКАДыша», как любят выражаться отдельные деятели эстрады.
Эффективность экономики. Д.А. Медведев указывает: «Российская экономика остается пока в значительной мере неэффективной, отставая, например, по уровню производительности труда от стран-лидеров не на проценты, а в разы».
С этим утверждением трудно спорить. Однако при этом возникает вопрос: «Что сделало Правительство РФ, хотя бы за последние 3 года, для повышения производительности труда?» Разговоры об «инвестиционной привлекательности», создании специальных «экономических зон» в значительной степени сводились к привлечению иностранных инвестиций в экономические сферы с быстрым оборотом финансов.
За 20 лет строительства «рыночной экономики» российским властям удалось построить уникальную «базарную» экономику. Государственные программы поддержки отечественного производителя, на провинциальный взгляд, малоэффективны и широко известны только «потерявшимися» по дороге из Москвы в регионы суммами со значительным числом нолей после единицы, а не перед…
Предприятия, в большинстве своем, продолжают работать на оборудовании в лучшем случае периода «развитого социализма», а на одном из псковских предприятий приходилось видеть станок 1913 года выпуска, на котором производили продукцию.
При таких средствах производства повышение «производительности труда» возможно только за счет усиления эксплуатации работников. Что разными путями сегодня и делается в самых разных отраслях, от производства до медицины.
Д.А. Медведев отмечает: «Теперь на первый план выходят условия, в которых работают наши предприятия, стимулы повышения производительности труда». Да, кто бы спорил… Вот только эти самые условия оставляют желать лучшего. Второй кризис государство вкачивает средства резервных фондов в банковский сектор в расчете на то, что банки не будут ухудшать условия кредитования. И что мы, как обыватели, наблюдаем? Банки полученные от государства средства энергично запускают в валютные спекуляции или «короткое» потребительское кредитование. Серьезные инвестиции в обновление производства, в технологическое перевооружение по всей стране можно пересчитать по пальцам.
Дмитрий Анатольевич видит выход из сложившегося положения: «Теперь и федеральным властям, и регионам, и муниципалитетам придется тщательно анализировать, что они могут сделать, чтобы предприниматель захотел инвестировать – причем инвестировать именно у них». В условиях предельной концентрации финансовых потоков в столице (а за последние годы по данным статистики количество регионов-доноров сократилось) принуждать нищие региональные бюджеты изыскивать возможности инвестиционной привлекательности, мягко говоря, цинично. Ведь в регионах именно федеральные контрольно-надзорные органы с радостью ухватятся за возможность «выполнения плана по валу» при появлении новых объектов производства. Ловить торговца, особенно сегодня интернет-продавца, сложно и не эффективно. Штраф в 5000 рублей не даст «выполнения плана», а вот штраф с предприятия, которому при «совершенстве» наших законов всегда есть что предъявить, исчисляется уже другим количеством ноликов. Да здравствует «инвестиционная привлекательность»!
Председатель Правительства, говоря об инвестициях, отмечает необходимость особого внимания таким инвесторам, как пенсионные фонды. «Ведь пенсионные накопления, а также страхование жизни, могут стать важнейшими источниками «длинных денег». В этой связи нельзя обойти вниманием вопросы надежности и эффективности негосударственных пенсионных фондов. Пенсионными накоплениями еще надо научиться распоряжаться». И здесь не с чем спорить. Всё, вроде бы, верно. За исключением провинциального, простоватого вопроса: «Позвольте! А где ГОСУДАРСТВЕННЫЙ Пенсионный фонд как распорядитель большей части средств накопительных пенсионных отчислений провинциалов?» Вот очень многие у нас в Псковской области оставляют свои накопительные средства в ПФР. И вот уже несколько лет их доходность, по данным «писем счастья», приходящих от фонда, равна нулю. По сути – ОТРИЦАТЕЛЬНА! Ибо инфляция заметно снижает такие инвестиции.
Выходит, Председателю Правительства легче предлагать «контролировать» и «регулировать» негосударственные фонды, доходность которых, пусть и незначительно, но отлична от ноля в положительную сторону, чем направить инвестиционные, по сути, средства ПФР в нужное русло. Так оно и есть. Всё это связано с катастрофическим дефицитом средств государственного Пенсионного фонда. Столь критического, что министр финансов РФ с каждой трибуны в своих выступлениях «изобретает» всё новые и новые средства «оздоровления» фонда. И повышение пенсионного возраста до 63 или 65 лет и для мужчин, и для женщин (вот оно, либеральное «равноправие полов»), и обязательные взносы в Пенсионный фонд не только из фонда оплаты труда, перечисляемого работодателем, но и с выданной зарплаты самого работника. При этом лица со сверхдоходами почему-то не перечисляют в ПФР полной суммы, а ограничены предельным значением, например, в «докризисном» 2013 году, составлявшим всего 568 тысяч рублей. Бедные олигархи! Им потом начислят не полную пенсию.
Профсоюзы России постоянно выступают за введение прогрессивной шкалы налогообложения. Для увеличения наполняемости бюджета. Ведь по факту абсолютное большинство сверхдоходов из страны выводится их получателями, и лишь малая часть инвестируется в России. Дома в Ницце и Лондоне, фирмы на Крите и Соломоновых островах, виллы в Испании и Флориде – лишь малый перечень «инвестиций» российских олигархов. На это Председатель Правительства отвечает: «В условиях торможения экономического роста бюджетные проблемы нельзя разрешать и за счет повышения фискального бремени. Принято решение о том, что в ближайшие годы налоги не будут меняться в сторону повышения (в сторону понижения, пусть избирательно, это возможно, что уже или происходит, или обсуждается). Кроме того, сегодня следует отказаться от роста фискальных сборов неналогового характера».
Видимо, фискальное бремя наших олигархов неподъемное для них.
Сегодня мы остановились только на одном аспекте, затронутом Дмитрием Анатольевичем Медведевым в статье «Новая реальность: Россия и глобальные вызовы», – на эффективности экономики. Ограничиваясь рамками интернет-блога, вопросы, касающиеся изменений бюджетной сферы, мы рассмотрим в следующий раз. По этой же причине сегодня нет традиционного для «Точки зрения» вывода.
Продолжение следует…