Меры социальной поддержки — мероприятия,
проводимые органами социальной защиты
в рамках социальной политики в России,
направленные на предоставление
отдельным категориям граждан
помощи в соответствии с законодательными
и правовыми актами Российской Федерации.
(Википедия)
Пролог
28 октября 2014 года в Пскове было подписано Региональное соглашение, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на уровне Псковской области в 2015 – 2017 годах.
В частности в соглашении указано: «Стороны ставят в числе приоритетных целей Соглашения проведение в предстоящий период социально-экономической политики, обеспечивающей право граждан на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, сокращение масштабов бедности на основе устойчивого развития экономики области…». Пункт 4.6. Регионального соглашения предусматривает, что стороны обязуются: «Обеспечивать согласование уровня и объемов базовых социальных услуг и социальных гарантий, в том числе льгот, гарантий и компенсаций, установленных для работников бюджетной сферы, при подготовке соответствующих нормативных правовых актов». Региональное соглашение начало действовать с 1 января 2015 года.
Часть первая
Страдательная
Летом 2014 года в разгар предвыборной гонки на пост Губернатора Псковской области, когда кандидаты проводили встречи с избирателями, формировали «наказы» и «народные программы», чиновники Администрации Псковской области за завесой строгой секретности вырабатывали параметры предстоящих бюджетных потрясений.
15 октября 2014 года Губернатор Псковской области озвучил требования Минфина РФ по сокращению бюджетных расходов в регионах на 2015 год. Псковская область ОБЯЗАНА сократить на 5 % расходы на управленческий аппарат, на 10% – расходы по государственным заданиям и на 26 % по государственным программам. Было озвучено, что наиболее значительные изменения должны произойти по социальным программам.
С этого момента в рамках «социального партнерства» профсоюзы начали тяжелую переговорную кампанию по недопущению ухудшения положения трудящихся бюджетной сферы области. По ряду параметров жесткая позиция профсоюзов позволила сохранить существующие компенсационные выплаты. (Например, так и не была осуществлена озвученная отмена или приостановка действия областного закона о ветеранах труда). Однако в ряде вопросов чиновники Администрации области стремились уменьшить существующие льготы. Так органы исполнительной власти области начали наступление на содержание закона № 427-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Псковской области», принятого 5 апреля 2005 года. Что не устраивало чиновников? Не просто не устраивала, а просто раздражала представителей региональной исполнительной власти мера социальной поддержки граждан в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Согласно букве закона работники определенных бюджетных организаций, работающие и проживающие в сельской местности, получали 100% компенсацию вышеперечисленных расходов. Не зависимо от суммы, насчитанной коммунальными службами.
Стоит сделать небольшое историческое отступление. Компенсация на оплату жилых помещений, отопления и освещения для работников бюджетных учреждений на селе существовала с советских времен. В «лихие девяностые», когда либерал-реформаторы стремились разрушить все советское, и «прихватизаторы», осуществляя рыночную политику «первоначального накопления капитала», не платили ни налоги, ни зарплаты. Когда «дырявые» бюджеты всех уровней не могли обеспечить никакие выплаты, и задержки заработной платы достигали 9 – 10 месяцев, данная компенсация помогла выживать работникам сельских бюджетных учреждений. У них не было продукции, которой расплачивались с работниками некоторые «предприниматели». Им нечего было предложить в бартер. Бюджетная сфера выжила. Люди, работавшие в ней, тоже. В том числе и благодаря существовавшей компенсации. Кризисы 1998, 2008 годов, жестко отразившиеся на работниках, но почему-то резко увеличившие количество миллиардеров в стране, не затронули эту компенсацию.
В 2014 году областные чиновники были твердо намерены её ликвидировать. Жесткая позиция профсоюзов области, которые за последние годы доказали, что способны организовывать и проводить эффективные публичные акции в защиту прав трудящихся, не позволила чиновникам вообще отказаться от компенсации. Тогда в переговорном процессе развернулась театральная постановка «чиновники за социальную справедливость». С ловкостью балаганных фокусников или наперсточников из подворотни начались манипуляции цифрами. Мол, из 7,5 тысяч работников, получающих данную компенсацию, около половины получают её менее 1000 рублей, но в целом разброс сумм от 250 до 18 000 рублей. Это не справедливо, и Администрация Псковской области устанавливает всем компенсацию в денежной форме в сумме 1100 рублей. Позиция профсоюзов, пояснявших, что говорить о «социальной справедливости» в условиях, когда значительное число населенных пунктов Псковской области не имеют возможности пользоваться «национальным достоянием», т.к. не подключены к природному газу, а ряд котельных до сих пор работает на мазуте, цена которого значительно выше газа, услышаны не были. «Несправедливо» и всё! Возможно чиновники посчитали несправедливым, что у кого-то из работников есть льгота, которой нет у самого чиновника?
Как бы то ни было, «страдания» чиновников закончились 27 ноября 2014 года, когда Псковское областное Собрание приняло изменения в региональный закон о мерах социальной поддержки граждан, работающих в сельской местности. С 1 января размер данной компенсации был определен и зафиксирован в сумме 1100 рублей. И индексация данной суммы будет теперь значительно отставать от роста тарифов ЖКХ.
Часть вторая
«Полтора землекопа»
Добившиеся «социальной справедливости» чиновники, уравнявшие всех имевших право на компенсацию суммой, которая за последние 4 месяца снизилась с 27,5 долларов США до 14,8 и, как уже указывалось выше, с каждым изменением сумм в платежных квитанциях за ЖКХ будет покрывать меньший процент от этих сумм, решили, что «социальная справедливость» восторжествовала не до конца.
20 января 2015 года, минуя исполнение указанного в прологе Регионального соглашения, Администрация Псковской области принимает Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Псковской области. В данном положении областные чиновники еще больше внедряют «социальную справедливость», указывая в пункте 4: «… В случае если граждане занимают неполную ставку в указанной организации, размер компенсации рассчитывается пропорционально занимаемой ставке».
Замечательно! Чиновники, оптимизациями и реорганизациями урезавшие в сельских бюджетных организациях всё, что можно и нельзя, например, по факту оставившие работать на селе свыше 500 библиотекарей на 0,75 ставки и менее, видимо решили, что и проживают они в сельской местности «пропорционально занимаемой ставке». Или учитель, ведущий в сельской школе не 18, а 14 часов, только на ¾ проживает в сельском доме. Или на 75% потребляет тепла и электроэнергии. Замечательная арифметика. При этом «социальная справедливость» по-чиновничьи не распространяется на тех, кто работает более, чем на ставку. При коэффициенте совмещения врача в Псковской области 2 и более платить им «пропорционально занимаемой ставке» 2200 и выше чиновники не собираются.
Вспоминается старый добрый мультфильм про лодыря-ученика, попавшего в «страну невыученных уроков». «-Его, что трамвай переехал? – Нет! Его переехал двоечник Виктор Перестукин!». В нашем случае, какой «двоечник» переехал работников бюджетной сферы, работающих и проживающих на селе?
Важным моментом в чиновничьих манипуляциях является и содержание пункта 8 вышеуказанного Положения. «Для назначения компенсации гражданин представляет в организацию по месту работы заявление о предоставлении компенсации…» Позвольте! Если это, как нас уверяют чиновники и следует из названия закона № 472-ОЗ «мера социальной поддержки», то при чём здесь организация по месту работы? Это дело соцзащиты, а не работодателя. Или чиновники решили ради «социальной справедливости» подстрелить двух зайцев? Включить данные выплаты в компенсационные выплаты из фонда оплаты труда, переведя их в другую категорию выплат, и отрапортовать, что «зарплаты работников бюджетной сферы увеличились»… «Средняя зарплата достигает показателей дорожной карты по реализации майских Указов Президента РФ»! В нашей реальности всё возможно. Уже были «разъяснения» Министерства образования РФ работникам ВУЗов страны: «Вы не правильно поняли Президента». Т.е. человек, услышав от первого лица государства конкретную цифру увеличения доплаты за свое звание и степень, теперь должен дождаться «разъяснения» министерства, правильно ли он понял. А в нашем случае, услышав сумму 1100 рублей, работник, получающий компенсацию, видимо должен дождаться «разъяснения» чиновника о том, что 1100 в его случае это 750 или 230?
Эпилог
Обнаружив «достижения» чиновников Администрации Псковской области в математике и «социальной справедливости», Псковский облсовпроф направил 30 января в адрес Губернатора Псковской области заявление с требованием сохранения действия законов о социальной поддержке отдельных категорий граждан в объеме, обеспечивающем недопущение ухудшений условий труда работников.
Нарушение чиновниками Администрации области пунктов Регионального соглашения оставляет за профсоюзами право на применение иных законных методов борьбы за права трудящихся, кроме переговоров…