7 июня 2012 года Псковская областная организация профсоюза работников здравоохранения РФ обратилась в Прокуратуру Псковской области с просьбой произвести проверку соответствия приказа Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации от 30.05.2011 г. №318 «Об утверждении нормативов объемов медицинской помощи на одну должность врача-специалиста» нормам действующего законодательства.
Эту тему, о нормативах объемов медицинской помощи, поднимали члены Совета Псковского облсовпрофа 29 июня 2012 года (Игорь Потапов считает, что “нецелесообразно” давать надбавку за стаж медицинским работникам). Тогда Игорь Потапов – председатель комитета по здравоохранению и фармации Псковской области сообщил: "возвращаясь к больному для нас вопросу нормативов: 10 минут, 12 минут, кто бы спорил, что 20 минут на прием к врачу-специалисту, конечно, лучше, конечно качество оказанной медицинской помощи за 20 минут, а еще лучше за 30 минут, безусловно лучше, зачем лукавить… если мы сейчас сделаем 20 минут на прием, то, наверное, завтра на Некрасова 23, комитет здравоохранения разнесут по кирпичику. Потому что если сейчас каждый день порядка 10 – 20 жалоб в комитет здравоохранения поступает и на сайте, читаем, не попасть к эндокринологу, не попасть к лору, врачебный физкультурный комплекс вообще населению недоступен. И если мы сделаем широкий жест, и 20 минут отведем, то, значит, народ просто-напросто будет выстраиваться в очереди к узким специалистам и лет через 5 когда-нибудь попадет. Вот и выбирайте: либо здесь и сейчас, но 10 минут, либо через 5 лет – но 20 минут".
В июле прокуратура ответила:
"Проведенной проверкой установлено, что приказом Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации (далее -Государственный комитет) от 30.05.2012 № 318 (в ред. от 16.08.2011) утверждены нормативы объемов медицинской помощи на одну должность врача специалиста (число посещений на 1 час работы). При этом данный нормативный правовой акт разработан и принят Государственным комитетом с отступлением от требований действующего законодательства.
Так, при разработке приказа Государственного комитета № 318 не были учтены положения отдельных приказов Минздравсоцразвития РФ, которыми утверждены рекомендуемые нормы нагрузки по ряду должностей медицинских работников.Например, согласно приложению № 8 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 22.07.2011 № 791н норма нагрузки консультативно-амбулаторного приема врача-офтальмолога составляет 20 мин., лечебно-диагностического приема – 40 мин., профилактического осмотра – 20 мин. В то же время приказом Государственного комитета норматив объема медицинской помощи в отношении врача-офтальмолога установлен как 6 посещений (при приеме в поликлинике) за 1 час работы, т.е. по 10 мин. на прием 1 больного. В соответствии с приложением № 3 к Приказу Минздравсоцразвития России от 19.08.2009 № 599н норма нагрузки врача-кардиолога на лечебно-диагностическом приеме составляет 20 мин., на консультативном приеме – 30 мин. Согласно приказу Государственного комитета время приема врача-кардиолога должно составлять не более 15 мин. на 1 больного.
Аналогично и по остальным должностям врачей-специалистов приказом превышены рекомендуемые Минздравсоцразвития РФ нормы нагрузки.
Как указал в своем объяснении сотрудник Государственного комитета, ответственный за подготовку данного приказа, при его разработке учтены нормы нагрузки и нормы времени, установленные для врачей амбулаторно-поликлинических учреждений приказами Минздрава СССР, два из которых в настоящее время признаны утратившими силу.
Кроме того, в нарушение ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п.п. 1, 5 ст. 50 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Приказа Минздрава СССР от 22.07.1987 № 902 нормативы объемов медицинской помощи с превышением рекомендаций Минздравсоцразвития РФ утверждены Государственным комитетом объемов медицинской помощи на 1 должность врача-специалиста без проведения соответствующих расчетов, подтверждающих их обоснованность и реальную возможность их выполнения.
Установленные в приказе нормативы нарушают не только права медицинских работников, так как являются трудновыполнимыми, но и права граждан, так как в данном случае не соблюдаются такие принципы оказания медицинской помощи населению как доступность и полнота.
По результатам проведенной проверки с целью устранения выявленных нарушений закона прокуратурой области подготовлено представление".