Около 50 человек собрались в Малом зале Псковского облсовпрофа чтобы обсудить инициативу группы профсоюзного актива по созданию профсоюзной политической партии «Союз труда». Участники собрания заслушали Председателя Псковского облсовпрофа Ульяну Михайлову, заместителя Председателя облсовпрофа – Андрея Хришкевича о приоритетах партстроительства, преимуществах создания "Союза труда", о поддержке этой инициативы участниками ШМПЛ, состоявшейся 13-16 июня на базе УО и О "Пушкиногорье". Рассмотрели причины, обосновывающие необходимость создания профсоюзной политической партии «Союз труда», такие как девальвация стоимости труда, дисквалификация, депрофессионализация, снижение мотивационного фактора зарплаты, разрушение профессиональной культуры. Решением собрания была создана инициативная группа по подготовке создания регионального отделения профсоюзной политической партии «Союз труда». Были избраны делегаты на учредительный съезд профсоюзной политической партии «Союз труда».
После обсуждения механизмов создания партии участники собрания обсудили предложения от инициативной группы Псковского региона в проект Программы профсоюзной политической партии.
В программном документе участники собрания отметили, что: "труд перестал быть ключевой категорией общественной жизни.Об этом в явном виде свидетельствует и то, что положение о значении труда в нынешней Конституции страны исключено. Статья 37 Конституции Российской Федерации провозглашает, что «Труд свободен» (абсолютно не понятно, что это означает), что «принудительный труд запрещен» и что «каждый имеет право на труд» и даже на «трудовые споры».Развитие действующего социально-трудового законодательства Российской Федерации демонстрирует явное ослабление гарантий реального роста заработной платы и улучшения условий и охраны труда.
Изменяется качество государственного правового регулирования эффективности работы институтов гражданского общества призванных осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде и защиту социально- трудовых прав и интересов работников, в том числе профессиональных союзов на территории Российской Федерации. В этих условиях государство проводит крайне непопулярные меры по усилению административной ответственности граждан за нарушения законодательства о публичных мероприятиях.
В связи с этим, инициативная группа профсоюзного актива Псковской области считает оправданным действия организационного комитета по созданию профсоюзной политической партии «Союз труда». Поддерживает эту инициативу. Направляет в адрес Комитета предложения в проект Программы профсоюзной политической партии.
· С целью восстановления необходимых прав профсоюзов на территории Российской Федерации необходимо ратифицировать
Конвенции Международной Организации Труда № 135 «О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях» и Конвенции Международной Организации Труда № 154 «О содействии коллективным переговорам».
· С целью усиления правовых механизмов защиты прав членов профсоюзов представительными органами профсоюзных организаций необходимо внести изменения в статью 46 Гражданского Процессуального Кодекса РФ, а также в статью 11 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», в части предоставления права профсоюзным организациям обращаться в суд в защиту социально-трудовых прав, свобод и законных интересов членов профсоюзов.
· C целью совершенствования механизма реализации профсоюзами права на информацию статью 17 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности изложить в следующей редакции:
«Статья 17. Право профсоюзов на информацию (сведения)
1. Для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций (иные организации) информацию (сведения) по социально-трудовым вопросам, в том числе непосредственно затрагивающим интересы работника.
2. Работодатели, их объединения (союзы, ассоциации), органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные организации обязаны предоставлять по запросам профсоюза необходимые ему для исполнения своих полномочий информацию (сведения), в том числе в виде документов и материалов.
3. Отнесение информации (сведений) к государственной или иной охраняемой федеральным законом тайне не является основанием отказа в ее предоставлении. Лица, получившие такую информацию (сведения), не должны разглашать ее.Лица, разгласившие указанную информацию (сведения), привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном действующим федеральным законодательством.
4. Должностное лицо, которому направлен запрос профсоюза, обязано дать на него ответ не позднее чем через тридцать дней со дня получения запроса, а в исключительных случаях, определяемых в соответствии с иными нормами трудового законодательства или профсоюзом, не позднее чем через четырнадцать дней. Ответ должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, исполняющим его обязанности.
5. Профсоюзные органы имеют право обсуждать полученную информацию (сведения) с приглашением представителей работодателя, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных организаций.
6. Профсоюзы имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определяемом договорами с их учредителями, а так же могут быть учредителями средств массовой информации в соответствии с федеральным законом.».
· Статья 30 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в пункте 1 предусматривает ответственности за нарушение прав профсоюзов следующей формулировкой:
«1. За нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами. При этом именно приведенная норма в части административной ответственности не нашла своего отражения в Кодексе об административных правонарушениях РФ.С целью устранения приведенного пробела необходимо дополнить статью 5.27 КоАП следующими формулировками:
«1. Наименование статьи 5.27 КоАП после слов «Нарушение законодательства о» дополнить словом «профсоюзах,».
2. Абзац первый пункта 1 статьи 5.27 после слов «Нарушение законодательства о» дополнить словом «профсоюзах,».
3. Абзац первый пункта 2 статьи 5.27 после слов «Нарушение законодательства о» дополнить словом «профсоюзах,».· Внести соответствующие предложения об изменении Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающие увеличение сроков давности привлечения к административной ответственности.
· Внести необходимые изменения в нормы действующего федерального законодательства Российской Федерации, предоставляющие профсоюзам право субъекта законодательной инициативы.
· Внести изменения в статью 8 ТК РФ в части отнесения к действию механизма мотивированного мнения представительного органа первичной профсоюзной организации не только локальных нормативных актов, но и распорядительно-организационных актов, распорядительных актов, содержащих нормы трудового права.
· Признавая негативные последствия резкого повышения тарифа страховых взносов для социально-ориентированных организаций, предлагаем применить льготы по тарифу страховых взносов для профессиональных союзов и внести поправки в пп. 8, п.1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования», дополнив его строкой:
п.п.8 | Вид деятельности | ОКВЭД |
я.8 | Деятельность профессиональных союзов | 91.2 |
· С целью обеспечения увеличения доходной части соответствующих бюджетов необходимо разработка и внесение поправок в Налоговый кодекс РФ, обязывающих любого собственника выплачивать соответствующие налоговые отчисления в бюджет РФ, или соответствующего субъекта РФ, по месту расположения собственности (исполнения обязанностей работодателя), вне зависимости от места ее регистрации.
· С целью обеспечения защиты прав и законных интересов работников необходимо разработать и внести изменения в Трудовой кодекс РФ, предусматривающие несение обязанностей и ответственности работодателя не только в лице исполнительного представителя юридического лица, но и собственником (учредителем) юридического лица.
· С целью защиты права субъектов публичных правоотношений на организацию и проведение публичных мероприятий:
1. Дополнить статью 3 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (основные понятия, используемые в законе):
– понятием «принятие уведомления о проведении публичного мероприятия», как «получение уведомления сотрудником соответствующего органа власти либо сотрудником охраны органа власти либо подача указанного уведомления через соответствующий орган связи»;
– понятием «противоправного действия», как действия, «нарушающего общественный порядок, влекущего опасность жизни и здоровью граждан либо направленного на разжигание национальной, расовой или религиозной розни» (в связи с использованием данного понятия в ч. 6 ст. 5 , ч. 2 ст. 17, в которых это понятие применяется, но не раскрывается).
2. Дополнить часть 3 статьи 5 правом организатора публичного мероприятия передать принятые на публичном мероприятии резолюции лицу, которому эти резолюции адресованы или его представителю.
3. Дополнить п. 6 части 4 статьи 5 Федерального закона (о том, что организатор публичного мероприятия обязан приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий) словами «в случае, если противоправное действия нельзя пресечь иным способом».
4. Пункт 7 части 4 статьи 5 о том, что организатор публичного мероприятия обязан «обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия» исключить, как создающий предпосылки для злоупотреблений со стороны органов исполнительной власти. Вместо этого предлагается, установить федеральным законом, что:
– под предельной заполняемостью территории (помещения) понимается соотношение площади территории (помещения), на которой проводится публичное мероприятие, и количество участников в момент пика заполняемости территории (помещения);
– установить предельную заполняемость территории (помещения), федеральным законом, установив, что такая заполняемость составляет не более 3 человек на 1 квадратный метр территории и не более 2 человек в помещении (кроме помещений, являющихся памятниками истории и культуры, сохранив за органами исполнительной власти устанавливать такую заполняемость для указанных помещений).
5. Установить ограничения и предельный перечень оснований, в пределах которых органы власти вправе предлагать организатором ПМ другой маршрут или другое место проведения ПМ (см., например, пункт 5 статьи 5 о том, что «организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия»).
6. Дополнить статью 19 закона нормой о том, что отказ в принятии уведомления о проведении публичного мероприятия рассматривается судом не позднее следующего рабочего дня после подачи заявления, а, если три дня после подачи заявления являются нерабочими, – то не позднее трех дней с момента подачи заявления.
7. Дополнить федеральный закон ( ст. 3, 7, 12) понятием публичного мероприятия, проводимого в явочном порядке, то есть без подачи предварительного уведомления в органы власти и местного самоуправления, отнеся к таким мероприятиям:
– пикеты, организуемые одним лицом; – пикеты с участием не более 25 человек;
– собрания в помещениях с участием не более 200 человек;
– митинги с участием не более 20 человек.
Уведомление о проведении ПМ, проводимых в явочном порядке, в свободной форме подаются в орган внутренних дел по месту проведения мероприятия накануне проведения мероприятия.
8. Установить, что не поступление ответа на уведомление либо нарушение сроков направления ответа лишает орган власти или местного самоуправления права отказывать организатором публичного мероприятия в принятии уведомления, а также предлагать измененное место и время проведения публичного мероприятия. Ввести административную ответственность за уклонение от рассмотрения уведомления о проведении ПМ.
9. Ввести в Федеральный закон понятие «срочного публичного мероприятия», как мероприятия, проводимого в связи с внезапно произошедшим событием, предвидеть наступление которого было невозможно. Уведомление о проведении такого мероприятия подается накануне проведения. Такое мероприятие может проводиться в виде митинга с участием не более 500 человек.
10. Предусмотреть право организаторов массовых мероприятий при отказе в принятии уведомления или отказе согласования места и времени проведения мероприятия на встречу с должностным лицом, принявшим соответствующее решение.
· Внести соответствующие изменения в ТК РФ, предусматривающие при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда в состав аттестационной комиссии включать в обязательном порядке представителей профсоюзных организаций или других уполномоченных работниками представительных органов.
· С целью обеспечения гарантиями осуществления общественной деятельности уполномоченных по охране труда необходимо внести следующие изменения в статью 376 ТК РФ:
«Статья 376. Гарантии права на труд работникам, являвшимся членами выборного профсоюзного органа и уполномоченными по охране труда.
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса с руководителем выборного органа первичной профсоюзной организации и его заместителями в течение двух лет после окончания срока их полномочий, а также уполномоченными по охране труда допускается только с соблюдением порядка, установленного статьей 374 настоящего Кодекса.».
· С целью обеспечения четкой правовой регламентации деятельности институтов наставничества, стажировки, прохождения студентами производственной практики соответствующими понятиями необходимо дополнить раздел девятый ТК РФ.
В частности, необходимо предусмотреть обязательность заключения срочного трудового договора со студентом при прохождении им практики (производственной и стажерской) на предприятии.
Широко применять институт наставничества для повышения квалификации новых работников, с высококвалифицированными специалистами, ставшими наставниками на предприятии заключать дополнительное соглашение по обучению новых работников (с денежным вознаграждением не ниже среднего заработка), с последующим включением наставника в кадровый управленческий резерв предприятия.
· С целью обеспечения действительных механизмов занятости молодых работников в возрасте до 30 лет необходима разработка и принятие федерального закона «О первом рабочем месте» и федерального закона «О квотировании рабочих мест для молодежи».
Данные предложения будут переданы в организационный комитет по созданию профсоюзной политической партии «Союз труда» для формирования программы партии.