Единство. Солидарность. Справедливость.

Новая Точка зрения от Андрея Хришкевича: О парадоксах критики

17.09.2016

Критиковать можно всех, даже Минфин.

Д.А.Медведев

16 августа 2016 года в Псков с «неожиданным» визитом на плановое совещание Главы Правительства с руководителями дотационных регионов прибыл Дмитрий Анатольевич Медведев.

С одной стороны, являясь Председателем Правительства Российской Федерации, Дмитрий Анатольевич не мог не указать руководителям дотационных, депрессивных регионов на столичные общегосударственные интересы: «Просьба не рассказывать о трудностях жизни: это сложно» и «Регионы должны научиться правильно расходовать деньги: провести оптимизацию расходов, концентрировать ресурсы на наиболее перспективных и важных направлениях, искать новые возможности для пополнения бюджетов».

С другой стороны, за месяц до выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации лидер партии, позиционирующей себя, как правящая, единственная «руководящая и направляющая», не мог не сделать несколько красивых политически правильных жестов в сторону «электората» этих самых депрессивных регионов. Ведь кому-то необходимо обеспечивать «победу» на выборах 18 сентября для «партии большинства». Столица в этом плане менее надежна. Там «электорат» может «болотом пахнуть».

Поэтому Дмитрий Медведев и преподнес красивый фантик руководителям регионов, не умеющим, по мнению Министерства финансов РФ, «управлять финансами». Красивый фантик был наполнен 23,3 миллиарда рублей для «обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации». Нужно отметить, что накопление средств для широкого предвыборного жеста велось Министерством финансов РФ еще с прошлого года. И осуществлялось за счет тех же регионов, которые были поставлены перед фактом значительного урезания межбюджетных ассигнований и фактической задержкой любых финансовых перечислений.

«Точка зрения» уже обращала внимание читателей на отсутствие слабое финансирование программ по льготному лекарственному обеспечению, на задержки заработной платы у штатных работников Псковского областного Собрания депутатов и т.п. Тогда же мы предполагали, что буквально перед выборами всё резко изменится. Правда, ожидалось, что финансовые «заглушки» откроются в начале лета. Но, видимо, Минфин посчитал такие действия слишком расточительными и провёл финансовую инъекцию в депрессивные регионы за месяц до выборов. Смеем предположить, что это последнее крупное финансовое вливание в регионы в этом году. После выборов выделять дополнительные средства будет незачем. Как сказал в Пскове Дмитрий Анатольевич Медведев: «Регионы у нас очень разные. Одни даже в нынешних обстоятельствах демонстрируют весьма неплохой рост, другие не так быстро адаптируются к новым условиям». «По-хорошему каждый регион должен зарабатывать свои доходы сам. У нас немало примеров, когда регионы, где нет нефти и газа, смогли привлечь серьёзные инвестиции, в том числе зарубежные. Это поддерживает их экономику». Но главное в его выступлении прозвучало так: «Но есть и общие для всех регионов рецепты. Эти рецепты заключаются в том, что мы должны научиться правильно расходовать деньги: провести оптимизацию расходов…».

Вот главное лекарство нынешнего состава Правительства РФ, министров-экономистов: ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ. Это словосочетание уже несколько лет вызывает нервную дрожь у жителей Псковской области. Чиновники областной Администрации с неимоверным упорством постоянно ОПТИМИЗИРУЮТ. Но, видимо, для премьер-министра этого мало. Ведь согласно его высказываниям, если бюджетник не хочет работать даром за ту зарплату, которую ему платят, то пусть идет (нет, не туда, куда подумает неполиткорректный гражданин)…в бизнес. Ведь «Денег нет! Но вы тут держитесь…».

Дмитрий Анатольевич в докладе прямо указывает руководителям регионов, что они недостаточно оптимизируют: «Важное направление нашей общей работы – это инвентаризация расходных полномочий органов власти регионов, иными словами, оценка того, сколько стоит выполнение государственных функций, сколько стоят обязательства в каждом субъекте Федерации… Первые результаты инвентаризации полномочий показали, что всё равно этих средств недостаточно. Регионы вынуждены дофинансировать эти федеральные функции за счёт собственных доходов. В 2015 году общий объём расходов регионов (без Москвы и Санкт-Петербурга) на эти цели составил около 10 миллиардов рублей. В этом году дополнительные расходы регионов составят примерно такую же сумму».

То есть, говоря простым языком, уже несколько лет подряд федеральные структуры, отбирая у регионов все более-менее значимые налоги, недоплачивают регионам за исполнение государственных федеральных функций. В государстве благодаря деятельности Правительства, Министерства финансов, отдельных министров-экономистов создана структура, когда пирамида полномочий стоит основанием вниз (полномочия, даже федеральные, переданы в регионы и муниципалитеты), а пирамида налогов поставлена основанием вверх (основные финансовые средства концентрируются на федеральном уровне, а до уровня муниципалитетов доходят одни обязанности, без финансов). Предельно очевидно, что такая структура неустойчива, подвержена колебаниям и кризисам и выполняет только одну функцию – поддержку финансово-промышленного олигархата. Всё остальное население страны может довольствоваться словами: «денег нет, но вы держитесь»; «если хотите зарабатывать, то идите…»; «просьба не рассказывать о трудностях жизни: это сложно» и т.п.

Самое забавное, что при этом у значительной части населения остаются стойкие иллюзии, что критиковать Правительство или Губернатора не надо. Они хорошие, а жизнь у нас – плохая. На недавно прошедшей «Школе профсоюзного лидера» при рассмотрении вопроса «Социально-экономическое положение Псковской области» основным материалом беседы стал отчет Губернатора Псковской области областному Собранию депутатов. Просто сравнивали официально размещенные данные по разделам с теми реалиями, с которыми сталкиваются участники «Школы» в своих районах. Никакой другой критики и не надо. Расхождение реального и написанного само за себя говорит. Но нашлись профактивисты, которые усмотрели в этом «критику Губернатора» и попросили заранее предупреждать участников о том, что на какой-либо лекции могут критиковать власти. Прямо как у классиков: «Эта роль ругательная и попрошу…». Такая же ситуация наблюдается иногда и на уровне предприятий. Как прикажете бороться профкому за социально-трудовые права работников и улучшение их положения, если работники боятся, когда председатель профкома критикует директора предприятия. Вот и возникают ситуации, при которых в ходе подписания коллективного договора директор заявляет: «Неважно, что существует узаконенная форма, я на титульном листе его подпишу один, а профком на листе согласования, вместе с юристами и экономистами, ибо я на предприятии собственник и не потерплю, чтобы чья-то подпись стояла на одном со мной уровне». А призванные следить за соблюдением закона региональные чиновники говорят профкому: «Ну вам-то какая разница? Главное, колдоговор подписан».

Подводя итоги сегодняшней «Точки зрения», хочется читателям задать вопросы для размышления:

– Правильно ли, когда Правительство в первую очередь оберегает олигархов за счет остального населения?

– Правильно ли, когда бытует мнение, что «Губернатора критиковать нельзя»?

– Правильно ли, когда профактив не рекомендует председателю профкома «критиковать директора»?

– Если это правильно, то кто тогда жители России: её граждане или «податное сословие»?

На эти вопросы пусть каждый читатель ответит себе сам, а мы напоминаем: 18 сентября выборы, в них участвуют и профсоюзные кандидаты…


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

451 просмотров