РЕЗОЛЮЦИЯ
участников «круглого стола»Общественной палаты Псковской области и Псковского облсовпрофа
02 декабря 2010 года г. Псков
Сегодня очень остро стоит вопрос о приобретении всеми бюджетными учреждениями нового правового статуса. Президентом Д. А. Медведевым был подписан Федеральный закон от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Основная цель изменений – снижение темпов роста расходов бюджетов, создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения дополнительных источников финансирования за счет осуществления коммерческой деятельности.
Участники Круглого стола выражают обеспокоенность в связи с тем, что в сложившейся экономической ситуации в подавляющем большинстве субъектов РФ реализация норм Федерального закона от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ, предусматривающего изменение правового положения государственных (муниципальных) учреждений и регулирования их отношений с учредителями (собственниками) без формирования продуманной системы стандартов оказания государственных социальных услуг и достаточного их финансового обеспечения, может привести не только к ухудшению качества и снижению объемов оказываемых услуг, но и к проблемам в реализации профессиональных прав работников, к значительному сокращению рабочих мест и связанным с этим массовым увольнениям работников в образовании, здравоохранении, культуре. Мы считаем ошибочным лишение бюджетных учреждений статуса бюджетополучателя, субсидиарной ответственности учредителя, отсутствие гарантий осуществления индексации заработной платы работников и ряда других позиций, связанных с изменением правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Срок реализации Федерального закона № 83-ФЗ, хоть и отнесён до 2011г., а по ряду статей – до 2012г., представляется слишком небольшим, учитывая сложность нормативно-правовой и кадровой подготовки к его внедрению.
Анализируя состояние нормативной правовой базы по реализации Федерального закона № 83-ФЗ, считаем необходимым отметить следующее:1. Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» устанавливается процедура реорганизации федеральных учреждений в форме присоединения, которая полностью отдается на откуп федеральным органам исполнительной власти без каких-либо государственно-общественных механизмов экспертной оценки предлагаемого решения, что может привести к субъективизму в принятии решений и увеличению социальной напряженности в процессе его реализации.2. Согласно Федеральному закону № 83-ФЗ первоначальные нормативные затраты определяются на уровне 2010 года. Неясно, какие могут быть внесены изменения в порядок определения затрат и их размеры на 2011 год.3. На федеральные органы исполнительной власти – учредителей возложены функции по самостоятельной разработке порядка формирования и финансового обеспечения государственного задания, определения нормативных затрат, утверждения перечней показателей качества и т.д. по согласованию с Минфином России и Минэкономразвития России.4. В разработанных Минфином России методических рекомендациях содержатся лишь самые общие подходы, по которым возникает целый ряд методологических вопросов. 5. Не решен вопрос об индексации субсидий на выполнение госзаданий, в том числе расходов на оплату труда работников государственных (муниципальных) учреждений.Это – лишь наиболее принципиальные из проблем, связанных с подготовкой к введению Федерального закона № 83-ФЗ, игнорирование которых может привести к негативным социальным последствиям.
В целях преодоления возможных негативных социальных последствий реализации недостаточно продуманных решений и действий при подготовке к введению Федерального закона от 08.05.2010 года № 83-ФЗ представляется необходимым организовать проведение постоянного конструктивного и социально ответственного диалога властей всех уровней с общественными организациями.В рамках работы «круглого стола» была обоснованно высказана позиция о необходимости отмены Федерального закона от 08.05. 2010 года № 83-ФЗ как ставящего под угрозу исполнение норм Конституции Российской Федерации и противоречащего интересам населения Российской Федерации. Заслушав и обсудив доклады, рассмотрев представленные материалы, участники "круглого стола" рекомендуют Губернатору Псковской области, Псковскому областному Собранию депутатов: – в целях безусловного соблюдения конституционных гарантий прав граждан в сфере образования, здравоохранения, культуры на территории Псковской области обеспечить внимательное рассмотрение поднятых участниками «круглого стола» проблем, связанных с подготовкой к введению Федерального закона № 83-ФЗ; – при подготовке проектов нормативных правовых актов Псковской области связанных с реализацией указанного Федерального закона проводить консультации с Общественной палатой Псковской области и Псковским областным советом профессиональных союзов.