Информация с сайта ФНПР http://www.fnpr.ru/n/256/6883.html
1. Реформирование системы предоставления компенсаций должна являться элементом общей стратегии, направленной на максимальное улучшение условий труда путем технического перевооружения или модернизации производств, на которых наличие вредных и опасных производственных факторов обусловлено устаревшей технологией.
В основе реформирования системы компенсаций должен находиться временной фактор, в течение которого работодатель выплачивает компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда и одновременно реально улучшает условия труда путем реконструкции и технического перевооружения производства. При этом если работодатель в течение 3-х лет не предпринимает мер по улучшению условий труда, то компенсации (доплаты за работу во вредных условиях труда) увеличиваются ежегодно в геометрической прогрессии. Данные условия отражаются в коллективных договорах и тарифных соглашениях.
2. Принципиальная позиция стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющей общероссийские объединения профсоюзов, по реформированию системы компенсаций заключается в сохранении механизма их предоставления на основе Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, и Отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за вредные условия труда.
При этом предлагается применение Списка и Перечня, как нормативной базы предоставления компенсаций, осуществлять для профессий и работ с устойчиво стабильными вредными условиями труда, которые не могут быть улучшены по объективным причинам.
Для остальных профессий и производств механизм предоставления компенсаций основывается на фактическом состоянии условий труда по результатам аттестации рабочих мест и заключений медико-биологического характера применительно к конкретным видам профессий и производств.
При этом компенсации также устанавливаются на определенный срок, необходимый для принятия организационных и технических мер, обеспечивающих формирование благоприятных условий труда.
3. Действующий хозяйственный механизм не стимулирует улучшение условий труда на предприятиях, в результате чего работодатели предпочитают выплату компенсаций за вредные условия труда, чем заниматься их улучшением. В этой связи необходимо подготовить изменения и дополнения в соответствующие законодательные акты, а также принять подзаконные нормативные правовые акты, стимулирующие работодателя на приведение в соответствие производственных объектов, машин, механизмов и технологических процессов государственным нормативным требованиям охраны труды.
4. Регулирование социально-трудовых отношений между работником и работодателем в части предоставления прав на получение компенсаций за работу во вредных условиях труда осуществляется не только на положениях трудового законодательства и механизме централизованного Списка и Отраслевого перечня, но и на отдельных постановлениях Правительства и приказах министерств и ведомств, которые по существу являются дополнительными условиями для предоставления компенсаций.
Перевод системы предоставления компенсаций с уровня государственного регулирования на основе централизованных Списков и Отраслевых перечней на уровень предоставления компенсаций по фактическим условиям труда, на основе результатов аттестации рабочих мест, повлечет за собой и отмену дополнительных условий предоставления компенсаций, а значит, приведет к ухудшению материального положения работников.
Для устранения возможного перекоса в предоставлении компенсаций, как вариант предлагается внести изменение в статью 126 ТК РФ, допускающее замену денежной компенсацией ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными условиями труда.
5. Для более эффективного использования Списка его необходимо осовременить с учетом действующего ЕТКС. Кроме того, по результатам аттестации рабочих мест на основании гигиенической оценки условий труда Список может как расширяться, так и сокращаться, в зависимости от изменений фактических условий труда для отдельных производств и профессий.
6. Внести изменения и дополнения в Постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда».
Пункт второй изложить в следующей редакции:
«2. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в месячный срок после вступления в силу настоящего Постановления разработать с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений положение, устанавливающее условия предоставления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда исходя из отраслевой специфики».
Дополнить постановление № 870 пунктом 3 следующего содержания:
«Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации составить перечень нормативных правовых актов бывшего Союза ССР, дополнительно регулирующих вопросы предоставления компенсаций за работу во вредных условиях труда».
Пункт третий считать пунктом четыре и изложить в следующей редакции:
«4. Дополнить Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11, ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713), подпунктом 5.2.79.1 следующего содержания:
"5.2.79.1. размеры компенсаций (сокращенная продолжительность рабочего времени, минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда) работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, а также положение об условиях их предоставления".
Техническая инспекция труда ФНПР