29 июля 2010 года в адрес Псковского областного совета профсоюзов поступил ответ Администрации Псковской области в лице координатора Псковской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений А.А. Котова по профсоюзному предложению о внесении изменений в проект Закона Псковской области «Об отраслевых системах оплаты труда работников государственных учреждений, финансируемых из областного бюджета, и работников государственных органов, замещающих должности, не являющиеся государственными должностями области и должностями государственной гражданской службы Псковской области».Рассмотрев предложения по существу,Псковский облсовпроф направил мотивированную правовую позицию.
1. В пункте 4 статьи 1 проекта Закона понятие «минимальный оклад (минимальный должностной оклад)» заменить на понятие «базовая расчетная величина».
2. В пункте 4 статьи 1 проекта Закона дать определение и порядок формирования должностного оклада работника бюджетной сферы.
3. Статью 1 проекта Закона дополнить правовой позицией- размер должностного оклада не может быть ниже Минимального Размера Оплаты Труда по следующим основаниям:1 сентября 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 20.04.2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации». Многие эксперты положительно отзывались о существе данного нормативного акта. К сожалению, понимание значимости и негативных последствий внесенных поправок приходит лишь сейчас. Помимо прочего, из Трудового кодекса РФ законодатель исключил несколько принципиальных нормативных положений. Во-первых, из статьи 129 ТК РФ убрали часть вторую, в которой содержалось понятие «минимальный размер оплаты труда». Напомним, что МРОТ определялся как «устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты».Во-вторых, статью 133 ТК РФ избавили от части четвертой, которая просуществовала лишь год, поскольку была введена Федеральным законом от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ. Эта норма Трудового кодекса РФ предусматривала, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.
Указанные изменения привели к следующему. Прежде всего, суммы устанавливаемых работодателями тарифных ставок, окладов (должностных окладов) теперь на практике могут быть и ниже минимального размера оплаты труда, предусмотренного федеральным законом. Причем такой оклад работодатель устанавливает как квалифицированному, так и неквалифицированному работнику. Это связано с тем, что в настоящее время величина МРОТ уже не характеризует размер месячной заработной платы за труд только неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнявшего простые работы в нормальных условиях труда – такова, в настоящий момент, позиция федеральных, региональных и муниципальных властей.Кроме того, сложилось устойчивое мнение, что если раньше в величину МРОТ не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты, то сейчас такого правила нет. Следовательно, отныне не величина оклада, а лишь сумма совокупных выплат, производимых работнику в счет заработной платы (включающих в силу части 1 статьи 129 ТК РФ доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера), не должна быть ниже МРОТ.
Таким образом, новые правила фактически делают компенсационные и стимулирующие выплаты, являющиеся частью заработной платы работников, бессмысленными.
При этом многие смышленые работодатели сообразили, что можно «подбрасывать» работнику дополнительные источники средств к существованию — переработку по графику и за его пределами, дополнительную работу в течение рабочего дня. Тем самым, сотрудник получает МРОТ уже не просто за отработку месячной нормы рабочего времени и выполнение должностных обязанностей, а за «сверхнормативную» нагрузку, пределы которой определяет работодатель. И чем быстрее будет увеличиваться размер МРОТ, тем больше дополнительных обязанностей появится у сотрудников.
Верховный Суд РФ разъяснил двусмысленные позиции ТК РФ в Постановлении Президиума от 10 марта 2010 года, утвердившем «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации».В данном обзоре, в частности, разъяснялось, что в силу совокупного анализа статей 129 (часть 1), 133 (часть 3) и 135 (части первая и вторая) Трудового кодекса РФ размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже МРОТ, указанного в части 1 статьи 133 ТК РФ (установленного Федеральным законом), без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного МРОТ.Однако, по вполне понятным причинам, Обзором за первый квартал 2010 года, утвержденным постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 июня 2010 года, ранее изложенная позиция Президиума Верховного Суда РФ о составе МРОТ, отозвана.
Следует указать, что данный Обзор не был опубликован ни в официальном источнике, ни на официальном сайте Верховного Суда. Кроме того, ни в действующем законодательстве, ни в позиции профсоюзов по этому вопросу ничего не меняется: отозвано «разъяснение по вопросу», но положения Конституции РФ и ТК РФ продолжают действовать.
Тем не менее, суды стоически отказывают в удовлетворении исковых требований работников, мотивируя отказ, помимо прочего, тем, что истцы дают неверное толкование нормам закона, ошибочно полагают о необходимости установления одного из составных элементов заработной платы – вознаграждения за труд в размере не менее МРОТ и их доводы, в конечном итоге, не основаны на законе. Тогда как Закон, по мнению судебного сообщества, гласит, что именно заработная плата, включающая в себя и стимулирующие, и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера труда и отвечает всем признакам разумности и справедливости.Органы прокуратуры, в свою очередь, не находят оснований для принятия мер прокурорского реагирования фактически по аналогичным основаниям.Один простой пример. Уборщик помещений работает на ставку заработной платы и получает оклад в размере 2200 плюс некая безымянная доплата до МРОТ. Его коллега уходит на больничный лист и нашему герою поручают дополнительную работу в рамках ставки временно отсутствующего работника. Расчет примитивен: 2200+2200=4400. Разумно? Справедливо? Вместе с тем, профсоюзы не намерены отступать и сдавать свои позиции по следующим мотивам.
С принятием Конституции РФ 1993 года, провозгласившей установление в Российской Федерации гарантированного минимального размера оплаты труда (ч. 2 ст. 7) и право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37), МРОТ приобрел статус конституционной гарантии.
Из указанных положений Конституции РФ вытекает, что по своей правовой природе МРОТ является, прежде всего, вознаграждением за труд в виде его нижней планки, устанавливаемой федеральным законом. Поэтому МРОТ гарантируется Конституцией РФ в качестве именно минимального вознаграждения за труд – неприкосновенной части заработной платы (оплаты труда работника). Другим составным частям заработной платы (компенсационным и стимулирующим выплатам) такая непосредственная конституционная защита не предоставлена.
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционной природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 года № 11-П).
В системном единстве указанные нормы о МРОТ были внесены в Трудовой кодекс РФ.
Частью 1 ст. 129 ТК, содержащей определение понятия заработной платы (оплаты труда работника), в составе заработной платы предусмотрены следующие три отдельные группы выплат работнику, существенно различающихся по их целевому назначению и по правовому механизму их начисления:
«вознаграждение за труд» в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;
«компенсационные выплаты» (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);
«стимулирующие выплаты» (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Вознаграждение за труд представляет собой не только первую и основную по значимости слагаемую часть заработной платы, но и необходимую ее часть. Так, заработная плата работника может быть сведена лишь к вознаграждению за труд (тарифной ставке, окладу) в отсутствие компенсационных и стимулирующих выплат.Основание назначения компенсационных выплат связывается исключительно с работой в особых (отклоняющихся от нормальных) условиях труда, влекущими дополнительные (повышенные) физиологические и материальные затраты работника, и, как следствие, необходимость компенсирования этих затрат посредством установления работнику повышенной оплаты труда.Цель стимулирующих выплат – повышение и поощрение эффективности труда, что определяется и устанавливается в каждом конкретном случае.Цель же вознаграждения за труд – воспроизводство работника и его семьи, что вытекает, например, из п. 3 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, п. «а» ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, п. 1 ст. 4 Европейской социальной хартии.В силу ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.Часть 3 статьи 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего в этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Позвольте напомнить, что в соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, имеющей абсолютный приоритет в иерархии нормативных правовых актов Российской Федерации, не может быть ниже установленного законом минимального размера оплаты труда именно вознаграждение за труд!Под нормой рабочего времени в соответствии со ст. 91 ТК РФ, Приказом Министерства Здравоохранения и социального развития РФ от 13.08.2009 г. № 588н понимается продолжительность рабочей недели в количестве 40, 36 и менее часов (в зависимости от категории работников). Под нормами труда (трудовыми обязанностями) понимаются, согласно ст. 160 ТК РФ, нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы, устанавливаемые в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда. При отработке работником нормы рабочего времени в календарном месяце и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) у работодателя в соответствии с ч. 2-4 ст. 129 ТК РФ возникает обязанность заплатить работнику должностной оклад или тарифную ставку, так как в указанную составную часть заработной платы не включаются стимулирующие и компенсационные выплаты.Соответственно, минимальный размер оплаты труда выплачивается только тому работнику, который выполнил два условия: 1) выработал предусмотренный для него по производственному календарю баланс рабочего времени в месяц;2) исполнил свои трудовые обязанности (нормы труда, установленные для конкретного работника). Вследствие указанного, этот минимум (4330 рублей) не распространяется на тех работников, которые выполняли свою работу при иных условиях, в том числе, в условиях, отклоняющихся от нормальных.К таким работникам можно отнести тех, которые: – выполняют дополнительную работу в порядке ст.60.2 ТК РФ (например, в течение рабочего дня (смены) работник выполняет не только свои трудовые обязанности, а трудовые обязанности и по другой специальности (профессии), или работник в течение рабочего дня (смены) выполняет увеличенный объем своих трудовых обязанностей); – осуществляют свои трудовые обязанности в опасных или вредных условиях труда;- или работают в особых климатических условиях.Таким образом, следует, что месячная заработная плата любого работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (свои трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Равным образом не могут быть ниже этого размера и размеры тарифных ставок, окладов, а также базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников.Данный принцип основан на положениях Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» (1966 г.), вступившего в силу для СССР 03.01.1976 г. и обязательного для России как правопреемника Союза ССР по международным договорам, который предусматривает, что участвующие в Пакте государства признают право каждого на вознаграждение, обеспечивающее всем трудящимся, как минимум, справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия; удовлетворительное существование для них самих и их семей (ст. 7).Вывод однозначен: Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» (1966 г.), Конституция Российской Федерации предусматривают государственную гарантию по оплате труда всех работников в виде вознаграждения за труд, т.е. части заработной платы без учета компенсационных и стимулирующих выплат, которая не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда.Несмотря на диаметрально противоположную позицию органов прокуратуры, государственной инспекции труда, судебных органов области и иных структур, призванных чтить Закон и осуществлять защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе, трудящегося населения, профсоюзы области настаивают на следующем: изменения, внесенные в ст.ст. 129, 133 ТК РФ Федеральным законом РФ от 20.04.2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда!Указанное подтверждается Определением Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2009 года №1557-О-О, Определением Конституционного Суда от 1 октября 2009 года №1160-О-О, которые обязывают работодателя устанавливать заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда при условии отработки работником за месяц нормы рабочего времени и выполнении нормы труда (трудовых обязанностей) и дифференцированно походить к установлению оплаты труда работников, в том числе, учитывая условия, в которых осуществляется трудовая деятельность. Иное в соответствии со ст.ст. 3, 4, 132 ТК РФ должно расцениваться как дискриминация, т.е. ограничение в трудовых правах работника, не связанное с его деловыми качествами.Так, к примеру, Конституционный Суд в определениях от 01.10.2009 г., 17.12.2009 г. указывает следующее.«Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также запрет какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132), основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130) и повышенную оплату труда в особых условиях (статья 146).Заработная плата конкретного работника, согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая статьи 135), которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (часть вторая статьи 135) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда (часть первая статьи 147).Из приведенных законоположений следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель независимо от формы собственности юридического лица должен вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В силу международных норм и требований российского трудового законодательства (статьи 2 и 22 ТК РФ) не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях труда (вредных и нормальных)».
4. Пункт 4 статьи 2 проекта Закона Псковской области после слов «устанавливаются Администрацией Псковской области» необходимо дополнить словами «с учетом мнения соответствующего отраслевого профсоюза» (статья 11 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», так как данные выплаты являются частью системы оплаты труда работников бюджетной сферы).
5. Пункт 5 статьи 2 проекта Закона Псковской области после слов «устанавливаются Администрацией Псковской области» необходимо дополнить словами «с учетом мнения соответствующего отраслевого профсоюза».Данная позиция обеспечит реализацию прав представительных органов работников, предусмотренную в пункте 3 статьи 147 ТК РФ, где конкретные размеры повышения заработной платы устанавливаются в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ (учет мотивированного мнения представительного органа работников).
6. Проект Закона содержит статью 4 «виды персональных надбавок и персональных повышений к должностному окладу (ставке заработной платы)», на основании чего нет необходимости вводить еще одну аналогичную статью.Приведенный пункт необходимо дополнить исчерпывающим перечнем видов персональных надбавок, в том числе указать на персональную надбавку специалистов, проживающих и работающих в сельской местности.При установлении размера персональной надбавки необходимо исходить из нижеследующего.Согласно статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нормативных правовых актов должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным гражданам в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.Возможность установления специалистам, работающим на селе, повышенных на 25% окладов и тарифных ставок была предусмотрена статьей 22 Закона РСФСР от 21 декабря 1990 года № 438-1 «О социальном развитии села». Законность применения данной нормы в современных условиях была подтверждена Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 1 августа 2007 года № 34-Г07-10. Кроме того, имеется практика установления повышенных должностных окладов гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ, работающего в сельской местности, в соответствии с приказом МО РФ от 10 ноября 2008 года № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583».На основании изложенного, персональная надбавка специалиста, проживающего и работающего в сельской местности, не может быть менее 25% от должностного оклада.
7. Пункт 5 статьи 6 проекта Закона необходимо дополнить словами «в порядке, установленном абзацем 2 пункта 2 статьи 3 настоящего Закона».
8. Изменить дату введения Закона в действие.
9. По тексту проекта Закона необходимо внести изменения с учетом новых вводимых понятий. При определении дальнейшего регламента работы социальных партнеров над текстом проекта Закона необходимо учитывать, что в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 11 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», абзацем 9 статьи 6 Закона Псковской области «О комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений», абзацем 4 подпункта 6.1. Регионального соглашения между Администрацией Псковской области, Псковскими организациями профсоюзов и региональным объединением работодателей Псковской области на 2009-2011 годы проект Закона направляется разработчиком на рассмотрение Комиссии до внесения его в областное Собрание депутатов.
На основании изложенного, предлагается следующее решение Комиссии по данному вопросу:
1. Информацию социальных партнеров принять к сведению.
2. Администрации Псковской области продолжить работу над данным проектом.
3. С учетом уже согласованных правовых позиций внести изменения в текст проекта Закона Псковской области «Об отраслевых системах оплаты труда работников государственных учреждений, финансируемых из областного бюджета, и работников государственных органов, замещающих должности, не являющиеся государственными должностями области и должностями государственной гражданской службы Псковской области», представить его на рассмотрение Комиссии.