Год культуры не принес ее работникам ничего
http://www.solidarnost.org/articles/articles_3155.html
Основная тема – зарплата и условия труда работников культуры Псковской области.
Наступивший Год культуры для самих работников культуры – за исключением председателя одноименного государственного комитета Псковской области А.И. Голышева, ставшего весьма заметным в медийном пространстве области, – не принес ничего.
ПОРАЗИТЕЛЬНЫЙ ОПТИМИЗМ
На фоне общероссийской констатации факта, что с выполнением “майских указов” президента РФ не все благополучно, ожидать появления в Псковской области какого-либо пакета соцподдержки для работников культуры было наивно. Ведь “стоп-сигналы” стали появляться еще в прошлом году. Еще 11 июня губернатор области, отметив, что средняя зарплата в учреждениях культуры регионального подчинения составляет 13 тысяч рублей, а муниципального подчинения – только 9 тысяч, поручил председателю комитета по культуре А.И. Голышеву увеличить зарплату в муниципальных учреждениях. Ставилась задача в 2013 году увеличить соотношение средней зарплаты работникам культуры к средней по области с 59% до… 60,5%. Просто колоссальный шаг в улучшении их благосостояния!..
Из федерального бюджета на премирование лучших учреждений культуры на селе и их работников было выделено 1,1 млн рублей. Однако уже в сентябре Голышев огласил: “Области не хватает почти 77 млн рублей на зарплаты муниципальным работникам культуры в 2013 году”. И пояснил, что ситуация с повышением зарплаты в муниципальных учреждениях значительно хуже, чем в государственных. А начальник финуправления обладминистрации Татьяна Баринова разъяснила, что достигнуть необходимых показателей можно только за счет оптимизации, объединения с библиотеками и школами. Было рекомендовано увеличить и напряженность труда в муниципальных учреждениях культуры.
Не ясно, что подразумевают областные чиновники, когда говорят об “увеличении напряженности труда” работников муниципальных учреждений культуры. Большинство работников культуры заняты на 0,5, или 0,25 ставки исходя из “подушевого норматива”, и увеличить интенсивность можно только заставив их ездить в другое учреждение культуры, за 20 – 30 км. Иной возможности в волости, где 500 – 700 жителей, нет.
Региональные чиновники, видимо, считают иначе. С одной стороны, они констатируют нехватку средств на зарплаты в муниципальных учреждениях культуры (не говоря уж о повышении этой самой зарплаты в рамках исполнения “майских указов” президента!). С другой – тут же, при разработке госпрограммы “Культура и развитие туризма на территории Псковской области” до 2020 года, планируют увеличить количество желающих посещать музеи, библиотеки и культурно-досуговые мероприятия… Как, за счет чего они собираются это сделать, имея в Псковской области средний возраст жителя села 58,5 лет? Чиновники отвечают: за счет “внимания к досугу на селе” и “внедрения инновационных подходов в сфере культуры”. “К тому же предполагается проведение около 20 фестивалей и прочих крупных мероприятий ежегодно”… Поразительный оптимизм!
Но не будем им заражаться. В ноябре 2013 года, рапортуя о реализации областной “дорожной карты” в учреждениях культуры, Голышев доложил: “карта” реализована только на 87%.
ОБ УСЛОВИЯХ…
Остается немаловажный вопрос: в каких условиях должны все более “интенсивно” трудиться работники культуры? Осенью губернатор сообщил, что разработана трехлетняя программа ремонта и оснащения сельских учреждений культуры, на которую выделят 200 млн рублей, а 60 млн из них поступят в сельские “очаги культуры” в 2014 году. А в декабре начальник областного финуправления заявил: “Вместе с трехлетним бюджетом в Псковской области планируют принять трехлетнюю программу точечного капитального ремонта сельских учреждений культуры на 62 млн рублей”. То есть “губернаторские” 60 млн на 2014 год вдруг превращаются в 62 млн – но уже на три года!
А на просьбы муниципальных властей увеличить “подушевой норматив” в учреждениях культуры до 900 рублей на 1000 жителей (90 коп. на человека), иначе дальнейшее сокращение повлечет нарушение прав граждан, заявляют, что “средства на культуру будут заложены поправками в бюджет в I квартале 2014 года”. То есть крутитесь квартал, как хотите. Но обеспечьте участие районных учреждений культуры во Всероссийской Масленице! Директор одного из районных ДК рассказала, что ДК обслуживает около 900 человек и в здании проводятся разного рода мероприятия, в том числе занятия школы искусств, но нет средств на ремонт системы отопления, кровли, окон… Областные чиновники, посещавшие район, посоветовали решать проблему, “переведя в дома культуры другие бюджетные учреждения”…
Таким образом, вести переговоры об улучшении социально-экономического положения работников в условиях, когда чиновники искажают факты и стремятся решать все проблемы за счет “интенсификации” и “оптимизации”, профсоюзам очень сложно. Однако псковские облсовпроф и областная организация профсоюза работников культуры и в этих условиях продолжают добиваться своей цели. В 2012 году в существующую в области программу оздоровления работников бюджетной сферы были включены, кроме педагогов и медиков, работники региональных учреждений культуры. Подобного не было с начала 1990-х годов. Власть, проводя политику “интенсификации” труда, не слишком заботится о восстановлении затраченного здоровья работников. Вот и в 2013 году, оправдываясь окончанием региональной программы “Культура” и отсутствием средств, чиновники снова не включили работников культуры в программу оздоровления. Но профсоюзы продолжают бороться за включение в существующие программы оздоровления не только работников региональных учреждений культуры, но и работников муниципального уровня.
…И О ЛЬГОТАХ
Два года шла борьба профсоюзов за искоренение дискриминации в предоставлении льгот работникам бюджетной сферы на селе. Из 26 муниципалитетов в области 24 подпадают под этот вид предоставления льгот, а льготы за услуги ЖКХ в виде 100% компенсации там получали работники образования. Другие бюджетники получали только 40 – 60% компенсации.
Ликвидировать эту дискриминацию профсоюзы требовали на всех уровнях – обращениями к главам муниципальных образований и депутатам местного самоуправления, включением этих вопросов в повестку региональной Трехсторонней комиссии. Итог: в 20 муниципальных образованиях работники сельских учреждений культуры получили 100% компенсации расходов на ЖКУ; в одном муниципальном образовании пока не изыскали на это средств; в трех – органы власти и местного самоуправления сообщили о введении 100-процентной льготы работникам культуры, однако эти заявления сомнительны, так как более ничем не подтверждены. А верить на слово людям, умеющим профессионально “манипулировать электоратом”, нельзя.
В качестве примера – 10 октября прошлого года на встрече губернатора с профсоюзами области был поднят вопрос о предоставлении 100-процентной льготы работникам сельских учреждений культуры. Профсоюзы уже имели ответы из всех муниципалитетов о ходе введения льготы: только 16 районов на тот момент предоставили данную льготу. Но на вопрос губернатора о том, сколько районов имеют такую льготу, руководство госкомитета по культуре бодро отрапортовало: “Двадцать!” Неужели все зависит от того, как посчитать?
От редакции: письмо публикуется с незначительными сокращениями
Андрей Хришкевич