В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Положением о правовой инспекции труда Псковского областного совета профессиональных союзов от 18.02.2011 №4-8, на основании ходатайства председателя областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Юрия Андреева, с «18» июня 2013г. по 24.06.2013г. (5 рабочих дней) главным правовым инспектором труда Псковского областного совета профессиональных союзов Натальей Лепаловской проведена внеплановая проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в отношении в одной из районных общеобразовательных школ.
В результате проведённой проверки, на основании полученных документов по требованию главного правового инспектора труда Псковского облсовпрофа Натальей Геннадьевной установлено:
– согласно представленного работодателем штатного расписания на период работы с 01 января установлен штат в количестве 32,8 единиц.
Работник Н. работает в данном учреждении по трудовому договору сторожем на одну ставку и гардеробщиком на 0,5 ставки.
Условиями трудового договора ему установлен должностной оклад согласно закону Псковской области «Об оплате труда отдельных категорий работников государственных общеобразовательных учреждений, финансированных из областного бюджета, и муниципальных общеобразовательных учреждений Псковской области», но дополнительное соглашение к трудовому договору отсутствует.
Согласно графика работы сторожа, Н. работает исходя из 40 часовой недели по сменам. С графиком работы работники не ознакомлены под роспись.
Из представленной должностной инструкции сторожа установлено, что в должностные обязанности сторожа не входит давать звонки, дежурить в коридоре. С должностной инструкцией Н. ознакомлена под роспись.
Штатным расписанием от 01.01.2013 Н. установлены должностные оклады -2797,00 рублей, доплаты и надбавки -140,00 рублей, компенсационные выплаты сторожа -4676,00 рублей, гардеробщика -2268,00 рублей.
Также установлено, что фонд стимулирующих выплат обслуживающему персоналу, согласно штатного расписания установлен в размере – 3930,00 рублей. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников учреждения принято и утверждено директором школы 20.12.2010 года на совете школы.
Из представленного положения установлено, что распределение стимулирующего фонда заработной платы является компетенцией образовательного учреждения в соответствии с п.11 ст.32 Закона РФ «Об образовании». Система стимулирующих выплат работникам общеобразовательного учреждения включает в себя поощрительные выплаты по результатам труда (премии). Премии (стимулирующие выплаты) выплачиваются раз в квартал по устной договорённости с работниками.
В соответствии с Законом Псковской области от 07.10.2010 №1006-оз «Об отраслевых системах оплаты труда работников бюджетной сферы псковской области» ст.3 данного закона фонд оплаты труда государственного учреждения (муниципального общеобразовательного учреждения, государственного органа) формируется на календарный год исходя их объёмов лимитов бюджетных обязательств. Порядок формирования и использования фонда оплаты определяется Администрацией области.
Заработная плата работников бюджетной сферы в соответствии с Законом Псковской области от 07.10.2010 ст.4 включает в себя: должностные оклады; персональные надбавки и персональные повышения к должностному окладу (окладу, ставке заработной платы); компенсационные выплаты; стимулирующие выплаты.
В соответствии с п.3 ст.4 Закона Псковской области от 07.10.2010 при определении размеров должностных окладов (окладов, ставок заработной платы) работников, занимающих одноимённые должности в государственных учреждений (муниципальных общеобразовательных учреждениях, государственных органах) различной ведомственный подчинённости и имеющих одинаковый квалификационный уровень, применяются профессиональные квалификационные группы соответствующего вида экономической деятельности (приложение №1 к Положению о порядке оплаты труда работников бюджетной сферы Псковской области).
Так, проверкой установлено, что должность сторожа и гардеробщика относится к первому квалификационному уровню в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих.
Размеры стимулирующих выплат (п.6 ст.4 Закона Псковской области от 07.10.2010) предусмотренных ст.7 настоящего Закона, определяются государственным учреждением (муниципальным общеобразовательным учреждением, государственным органом) самостоятельно в пределах фонда оплаты труда с учётом результативности и качества работы работников государственного учреждения (муниципального общеобразовательного учреждения, государственного органа).
При определении размеров стимулирующих выплат работникам бюджетной сферы (за исключением руководителей учреждений) учитывается мнение соответствующего профсоюзного органа или иного избранного работниками представителя (представительного органа).
В соответствии с разделом 6 п. 6.19 Постановления №389 от 19.10.2010 «размеры и порядок установления компенсационных выплат» отдельным категориям работников бюджетной сферы устанавливаются доплаты до минимального размера труда, установленного федеральным законом, в случае, если месячная заработная плата и выполнившие нормы труда (трудовые обязанности), составит менее минимального размера оплаты труда. Данная норма работодателем приведена в соответствие, оплата труда производится в полном объёме (расчётные листки за 2013 имеются в материалах дела).
Пример №1:
Должностной оклад -2797,00 рублей;
15 % стаж-419,55 рублей;
Доплата за МРОТ-1988,45;
Всего: 5205,00 рублей
Пример №2:
Должностной оклад 2797,00 рублей;
15% стаж-419,55рублей;
Премия 15% – 419,55 рублей;
Доплата за МРОТ – 1568,90;
Всего к оплате 5205,00 рублей.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:
1. В нарушении ч.1 ст.22, ст.67, ст.68 Трудового кодекса РФ работодатель не оформил надлежащим образом (в письменном виде) трудовые отношения с работником. Трудовой договор с ним, как с работником в должности гардеробщика не оформлены в письменной форме.
2. В нарушении ч.3 ст.68 Трудового кодекса РФ при приёме на работу (до подписания трудового договора) работодатель не ознакомил работников учреждения под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.
3. В нарушении ст.60 Трудового кодекса РФ работодатель требует от работника Н. выполнение работы, не обусловленной трудовым договором. Должностная инструкция на гардеробщика к трудовому договору отсутствует.
Внесение изменений в должностную инструкцию может быть связано с изменением обязательных условий трудового договора. В этом случае должны быть соблюдены требования о заблаговременном письменном уведомлении об этом работника. И только после того как работник согласился на продолжение трудовых отношений, вносятся изменения в должностную инструкцию.
Если инструкция является приложением к трудовому договору, целесообразно вносить одновременно изменения в трудовой договор и должностную инструкцию путем подготовки дополнительного соглашения.
Если должностная инструкция была утверждена как отдельный документ и при этом внесение в нее изменений не влечет за собой необходимость изменения обязательных условий трудового договора, удобнее всего утвердить должностную инструкцию в новой редакции, письменно ознакомив с ней работника. Должностная инструкция, как правило, составляется в двух экземплярах, один из которых по просьбе работника может быть ему вручен.
При подготовке должностной инструкции и внесении в нее изменений следует учитывать требования Государственного стандарта ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст.