Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях автомобильного и пассажирского транспорта, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.
Сторонами Соглашения являются:
– работники организаций автомобильного и пассажирского транспорта в лице их представителя – территориальной организации Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства;
– работодатели в лице их представителей: Государственного комитета Псковской области по транспорту и связи (представитель организаций автомобильного пассажирского транспорта находящегося в государственной собственности);
– Союз автотранспортных предприятий транспорта общего пользования(САПТОП) (представитель работодателей- учредитель Союза и организаций, уполномочивших Союз заключить Соглашение от их имени) – (далее работодатели).
Соглашение вступило в силу 31 марта 2015 года и действует по 31 декабря 2016 года.
Работодатели и Профсоюз в целях повышения эффективности и устойчивости работы организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта будут осуществлять меры, направленные на решение следующих вопросов:
– повсеместного перехода на договорную (контрактную) форму взаимоотношений между транспортными организациями и заказчиками выполнения городских и пригородных пассажирских перевозок (органами исполнительной власти Псковской области, местного самоуправления или уполномоченных ими организаций) с установлением соответствующих обязательств по обеспечению оговоренного в договорах уровня рентабельности этих перевозок;
– применения Методических рекомендаций по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования (распоряжение Минтранса России от 18 апреля 2013г. №НА-37-р) в субъектах РФ и муниципальных образованиях;
– создания условий для повышения конкурентоспособности отечественных автоперевозчиков на международном и внутреннем рынках транспортных услуг;
– оказания государственной поддержки автоколоннам войскового типа в части бюджетного финансирования приобретения подвижного состава, предоставления льгот по налогообложению;
– более полной интеграции субъектов автотранспортной деятельности и городского наземного пассажирского транспорта в объединение (ассоциацию) на региональном уровне, в рамках Российского автотранспортного союза;
– финансового оздоровления организаций и обеспечения их платежеспособности, в первую очередь, по гарантированным расчетам с работниками по заработной плате;
– создания условий для безопасного функционирования автотранспортного комплекса;
– развития Системы добровольной сертификации на автомобильном транспорте (Системы ДС АТ);
– повышения безопасности дорожного движения;
– формирования нормативной правовой базы в области регулирования работы автомобильного и пассажирского транспорта (ПТ);
– разработку механизмов государственной поддержки инвестиций в пассажирский транспорт (ПТ), в том числе на основе софинансирования из федерального бюджета, стимулирующего обновление парка транспортных средств, для перевозок по муниципальным заказам, а также субсидирования лизинговых и кредитных схем при реализации проектов развития ПТ;
– разработку и реализацию с привлечением ведущих отраслевых учебных заведений региона, системы по обеспечению отрасли профессиональными кадрами, организации практики и трудоустройству выпускников отраслевых учебных заведений, постоянному повышению квалификации и обучения профессиональных кадров, введению взаимного информирования – Учебное заведение-Работодатель;
– повышения роли Некоммерческой организации Российский автотранспортный союз в регулировании автотранспортной деятельности в Псковской области;
– совершенствования отраслевого информационного обеспечения организаций городского наземного пассажирского транспорта (ГНПТ) и профсоюзных органов;
– увеличения количества членов РАС и профсоюзных организаций.
В Соглашении указано, что минимальный гарантированный размер заработной платы водителя автомобиля (автобуса) не может быть менее двукратного размера прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе расположения организации. Он не включает в себя компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отличающиеся от нормальных – работа в ночное время, в сверхурочное время и выходные дни и т.п.
Стороны договорились, что в организациях производятся:
– доплата за работу по графику с разделением смены на части в размере не менее 30 % тарифной ставки за отработанное в смене время;
– оплата времени простоя по вине работодателя в размере не менее двух третей средней заработной платы работника; о начале простоя работник сообщает своему непосредственному руководителю, иному представителю работодателя в порядке, предусмотренном коллективным договором;
– оплата сверхурочных работ водителям автобусов, кондукторам, работающим на регулярных пассажирских перевозках, водителям автомобилей, осуществляющим перевозки пассажиров и багажа по заказам, перевозящих грузы на договорной основе, водителям легковых такси – не менее чем в двойном размере. Установление повышенного размера оплаты сверхурочной работы другим категориям работников с учетом сложившихся особенностей. Привлечение к сверхурочным работам работников производится по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации;
– доплата за работу в ночное время в размере не менее 40% тарифной ставки;
– выплата работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, в размере не менее двух третей тарифной ставки работника исходя из дневной нормальной продолжительности рабочего времени 8 часов. Конкретные размер и порядок выплат определяются коллективным договором, соглашениями, локальным нормативным актом, принимаемым по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации;
– оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами, установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Соглашение содержит разделы, регулирующие труд женщин, условия труда и социальные гарантии молодежи, обеспечение занятости и т.д.