Своё мнение по поводу проблем в образовательной среде высказывает кандидат политических наук, заведующий отделом развития профсоюзного движения и коллективных действий СОП Псковский облсовпроф Андрей Маковский.
На мой взгляд, наиболее остро в Российской Федерации стоит проблема образования, при этом речь идёт не об инфраструктуре (школы, детские сады, оборудование, книги и т.д.), а об образовании, как о деятельности. Первый Форум работающей молодежи Псковской области в октябре 2020 г., работа Совета молодых педагогов при Псковской областной организации Общероссийского Профсоюза образования показали ряд проблем, которые необходимо оперативно решить совместными усилиями органов государственной власти, работодателей и профсоюзов.
Статус педагога в современном российском обществе катастрофически низкий. Этому виной низкие заработные платы, отсутствие реальных государственных льгот и, как следствие, низкий уровень платежеспособности педагогов и научных работников. Сам процесс образования воспринимается обществом как государственная услуга, что формирует потребительское отношение к работникам образования: «Мы платим налоги, а вы нам обязаны». Также, новый Закон РФ «Об образовании» фиксирует чёткие временные рамки всех ступеней образования. Так, обучаясь очно на педагога истории бакалавриат – 4 года, магистратура – 2 года, аспирантура – 3 года. В итоге 9 лет необходимо потратить для защиты степени кандидата наук и получения права в полном объеме преподавать в ВУЗе. Фактически, с такой арифметикой, сокращением диссертационных советов, получим сокращение квалифицированных педагогов школ, колледжей, высшей школы.
1. Считаю, что важно вернуть основные положения об образовании из советского законодательства, отойти от Болонской системы образования или ликвидировать ступень магистратуры. На современном этапе магистратура и аспирантура дублируют друг друга.
2. Отменить воинскую обязанность для педагогов, работающих по основному месту работы в образовательном, научном, дошкольном учреждении.
3. Также важно для всех бюджетных должностей предусмотреть сохранение рабочего места за гражданином, призванным в Вооружённые силы РФ. Другими словами, молодой человек, призванный в армию не должен лишаться своего рабочего места.
4. Важно разработать инструкции Министерством просвещения РФ, Министерством науки и образования РФ в случае проявления буллинга педагогов со стороны учеников и родителей. Буллинг педагогов – это травля, неподобающее поведение учеников, давление со стороны родителей. Данная проблема неоднократно поднимается в СМИ, проводится множество круглых столов, но эти инструменты не эффективны. Считаю эффективным разработку юридических норм привлечения лиц, оказывающих давление на педагогов в процессе выполнения ими своих должностных обязанностей, к административной, дисциплинарной ответственности, денежным выплатам.
5. Также считаю важным разработку единой сетки заработных плат для педагогов и работников дошкольных образовательных учреждений. Не должна отличаться заработная плата педагога на селе от педагога в столице на 400%. Безусловно, каждый субъект РФ вправе назначать собственные надбавки для своих сотрудников, но при этом единые ставки должны быть гарантией достойной жизни работников образования и науки РФ.
Озвученные идеи в статье являются дискуссионными, при этом цель работы – обозначить проблемы, которые могут отразиться на будущем нашей страны и на воспитании молодого поколения. От качества работников образовательной сферы, статуса педагога, во многом зависит уровень жизни страны в будущем.