Несмотря на все реформы календаря, есть один осенний день, который начинает отсчет нового года во многих странах мира. И в России, с традиционными «новым» и «старым» Новым годом, существует еще один «новый год». 1 сентября – начало нового учебного года.
Как и всякий «новый год», этот день полон ожиданий праздника, подарков, чудес. И ждут этих чудес и подарков не только первоклассники, идущие на первую линейку с широко раскрытыми глазами, а возвращающиеся с нее хмурыми, со словами: «Что же вы не предупредили, что ЭТО на 11 лет?» Ждут изменений к лучшему и учителя, у которых как в известной песне: «Встречай, учи и снова расставайся…». Педагоги, как дети, каждый год ждут чуда, что государство вспомнит о важности учительского труда, вернет ему почет и уважение, что труд учителя будет достойно вознаграждаться и цениться будет одинаково, независимо от региона или населенного пункта, где работает учитель. Услышав такие мечты учителей, очень многие скажут: «наивные». И это мнение будет основано на словах Председателя Правительства РФ, пожелавшего учителям, мечтающим о достойной оплате, идти в бизнес. Или существовать согласно «народным традициям», когда к недорослям нанимали учителей «за миску каши и пятак». Мол, о чем мечтать-то? Радуйтесь, что есть где работать. Получайте свой МРОТ, от которого «народ мрёт» (ой, извините, МРОТ уже равен «прожиточному минимуму», так что «помереть не должен», наверное, если живешь один, а не детей своих на один МРОТ (ну на два, если папа есть, тоже учитель) воспитываешь, и радуйся. В общем, ожидание чуда со стороны учителей в определенной мере оправдывается. С каждым годом наше российское образование всё чудастее и чудастее.
Вот и новый 2019-2020 учебный год тоже приготовил для учителей немного «чудес». Ведь чиновники от образования должны постоянно доказывать свою нужность и важность. А для этого должны постоянно «реформировать систему». Ну а если она не выдержит, развалится и «прикажет долго жить», то засучив рукава начнут лепить «из подручного материала» новый «сказочный дворец»…
Итак, «Российская газета» перед началом нового учебного года опубликовала цели, поставленные министром просвещения РФ перед педагогическим сообществом:
– создание системы образования, которая достойно войдет в десятку самых престижных в мире;
– разработка системы воспитания детей, которая будет охватывать все возрасты, в том числе и дошкольников.
Как видим, замечательные цели, почти как «построим коммунизм» и «каждой семье – отдельную квартиру к 2000 году». Ну, или «пятилетку – за три года!».
Но у думающего человека сразу возникнет ряд вопросов:
- Необходимо было разрушить лучшую в мире (даже по признанию врагов) советскую систему образования, ударившись в сомнительные «эксперименты» и «реформы», чтобы спустя тридцать лет пытаться «войти в десятку»? Здесь следует еще один наивный вопрос, вытекающий из первого: а кто будет определять, система образования какой страны входит в эту «десятку»? Как всегда, «мировые эксперты», живущие в подавляющем числе в США? Ну, так они, как «эксперты», отведут России «подобающее», по их мнению, место: «сто тридцать какое-нибудь», рядом с Родезией и Руандой. В общем, «коммунизм на горизонте, а горизонт – это такая линия, которая постоянно отдвигается при приближении к ней».
- Госпожа министр серьезно считает, что сегодня можно создать «единую систему воспитания» от дошкольников до студентов? Систему воспитания, в которой главная роль будет отведена не родителям, как все тридцать лет до этого, а вновь взвалена на педагогов?
Приоритетными задачами становятся:
– ввод перспективных способов воспитания и процесса обучения;
– распространение передовых методов образования;
– применение технических средств обучения детей.
И эти высказывания вызывают целый веер вопросов. Например, «перспективные способы воспитания» – это что? В Германии в начале ХХ века самым «перспективным» способом воспитания была порка. Более того, утверждалось, что знаменитая «германская дисциплина» – результат метода телесных наказаний за 400-500 лет. А вот «русское разгильдяйство» – исключительно недостаточность порки. Кроме этого на протяжении ХХ века в разных странах испробовали столько «перспективных способов воспитания» (одни хунвейбины чего стоят), что от перспектив дух захватывает. Ну, да министру виднее…
Министерство утверждает, что перемены в системе обучения подрастающего поколения в 2019 году должны улучшить подготовку дошкольников к школе, создать им хорошие условия, чтобы малыши могли всесторонне и гармонично развиваться.
При разработке системы воспитания детей за основу взяты перспективные мировые методические материалы. Ими должны в обязательном порядке пользоваться воспитатели и педагоги всех учебных заведений.
Помощь работникам образования окажет специальная литература, в которой разъясняются новые правила, помогающие организовать в детсаду воспитательный процесс для всех возрастов. Особое внимание уделяется ПРАВОСЛАВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ. При разработке планов образования акцент должен делаться на моральные ценности, присущие православной культуре, при воспитании дошкольников.
Однажды, присутствуя на важном совещании в системе образования Псковской области, был свидетелем рассмотрения вопроса о методах воспитания подростков в одном из монастырей области (специально его не называю, дабы не «оскорбить чувства верующих»). Так вот, проблема заключалась в том, что за неудовлетворительные отметки в школе или малейшее замечание со стороны учителей монахи заставляли воспитанников «поститься», лишая их не только сладкого, но и пищи на один или несколько дней, и ставили «для усмирения» на несколько часов в угол на колени на сухой горох. У одного из подростков колени были постоянно в травмах. Очень «прогрессивный» способ воспитания.
Помимо дошкольного образования перемены затронут и школьное образование. В министерстве заговорили о том, что существующие рекомендованные обучающие программы уже устарели (напомним, что рабочую программу на каждый класс учитель сегодня обязан разработать сам на основании этих самых «рекомендованных», а взять «типовую программу» и преподавать по ней, как можно было в 80-90-е годы ХХ века, уже запрещается). Для учеников 8-11 классов они были разработаны в 2004 году, и их требования не соответствуют тому, что из года в год предъявляется Единым Государственным Экзаменом.
Сложно скрестить ужа и ежа, но наши последователи академика Лысенко, работающие в министерстве образования, а теперь просвещения, с усердием пытаются это сделать.
Но нельзя сказать, что все предложения чиновников от образования направлены на то, чтобы педагогическое сообщество и учащиеся «не скучали». Есть и вполне здравые мысли, вот только их воплощение, как всегда…
В 2019 году наконец-то в Министерстве просвещения заговорили об отсутствии в России общего процесса образования. При переводе ребенка из одной школы в другую, даже в одном городе, зачастую возникают проблемы из-за несовпадения учебников, тематического планирования у разных учителей, разных образовательных маршрутов, даже в рамках одной «рекомендованной» образовательной программы. А что происходит с учениками, которым в силу обстоятельств приходится переехать в другой регион и идти в школу там?
В министерстве признали, что общее образовательное пространство в школах РФ решает эту проблему. Но такой процесс очень длительный. Для его внедрения необходимо создать единый банк учебников, разработать новые планы, пересмотреть стандарты.
В общем, очередная реформа.
Ну и на «сладкое» в новом учебном году министерство планирует возвращение такого предмета, как астрономия, который планируется для изучения в 10-11 классах в количестве не менее 35 часов в год. Учебники уже готовы, проходит переобучение преподавателей. Всё вроде бы хорошо? Ну что вы! Это же министерство. По только что введенному в курс предмету в этом учебном году будут проведены контрольные работы по всей России.
Ну и, конечно, введение в качестве третьего обязательного экзамена по истории (в рамках ЕГЭ) является уже «вишенкой на торте».
Радуйтесь, дорогие учителя! А вместо достойной оплаты вашего труда вам сохранят «дорожные карты». При реализации которых даже президент не понял, как параметры его «майских 2012 года указов», должные привести к существенному повышению заработной платы работников бюджетной сферы, в лучшем случае не привели к снижению этой самой зарплаты.
В Псковской же области, в которой продолжают углубляться негативные тенденции в обеспечении кадрами образовательных учреждений (пока не такие катастрофические, как в медицине, но…), заговорили о новом наполнении государственной программы «Земский учитель». Необходимо напомнить, что менее 10 лет назад в Псковской области существовал уникальный социальный пакет учителя. Но его постепенно «в целях экономии средств» урезали, почти как в песне Трофима: «урезав до щегла двуглавого орла». В период действия этого социального пакета в образовательные учреждения области, даже (и особенно) в районах, пришли молодые специалисты, практически была ликвидирована нехватка педагогических кадров. Но с «урезанием» социального пакета, а особенно после «монетизации» сельских льгот, количество педагогов в глубинке стало сокращаться. Молодые специалисты перестали массово идти в образовательные учреждения области, а уже работающие стали покидать регион. Возможностей для этого предостаточно: рядом Санкт-Петербург и Москва, где за те же 18 уроков на ставку оплата в разы больше, чем, например, в Заклинской школе Дновского района. Вывод из этих фактов очевиден. Не надо разрушать эффективно действующий механизм. И не надо постоянно изобретать «велосипед», если действенные механизмы уже существуют. Достойная оплата за труд. Равная оплата за равный труд на территории страны (понятно, когда к равной оплате есть надбавки за особые условия работы, например «северные»). Уважение со стороны государства к труду учителя, которое выражается хотя бы во вручении государственных наград, грамот и благодарностей. У нас почему-то любая пигалица, на папины деньги под фонограмму исполнившая пару песен, получает орден «За заслуги перед Отечеством», а учитель, вырастивший десятки достойных граждан страны, – только пренебрежение со стороны «элиты» и проклятия в Интернете.
А ведь еще в XIX веке в той же Германии было сказано, что Политику делает и выигрывает войны Учитель!
С праздником, дорогие учителя! С новым учебным годом!
Андрей Хришкевич