В первой части рассказа о «виртуальном регионе» мы рассмотрели разницу в показателях виртуальных отчетов чиновников о «выполнении «майских указов Президента»» и реальным наполнением карманов жителей Псковской области. А так же отметили катастрофические темпы сокращения численности населения в регионе, как за счет «вымирания» региона, так и за счет внутренней миграции трудоспособного населения.
Во второй части «виртуального региона» мы немножечко занялись арифметикой, возможно, для кого-нибудь «занимательной», но для большей части населения области «выживательной». А еще попытались получить некую работающую конструкцию, скрещивая по примеру региональных чиновников «земского доктора» с «псковским гектаром». К сожалению, без применения «вечного двигателя» в виде добавленных к гектару «приписных крепостных» данная конструкция, в нашем видении, не работает.
В третьей части мы попытаемся рассмотреть перспективы развития региона в ближайшие годы.
Закредитованность региона, благодаря действиям чиновников Администрации Псковской области при прошлом Губернаторе (нужно отметить, что большинство из них продолжают трудиться «на благо региона» и при нынешнем Губернаторе)? перешагнула порог банкротства хозяйствующего субъекта. Созданный их стараниями весьма дорогостоящий «заповедник» для «дикого инвестора», именуемый «Особой экономической зоной Моглино» сумел заманить на свои облагороженные борщевиком гектары лишь несколько, столь редких в Псковской области, «инвесторов», пока не обеспечивших ни резкого увеличения рабочих мест, ни «экономического чуда» (может китайцев не хватает?).
При этом в октябре 2018 года, при рассмотрении бюджета на 2019 год, региональные чиновники заверяли и депутатов Псковского областного Собрания и жителей области, что «заграница федеральный центр нам поможет». Как оказалось, федеральный бюджет готов помогать регионам, например, как пишет РИА «Новости»: «В 2018 году, по данным Минфина РФ, Дагестану было выделено свыше 59 млрд рублей. Чечня из бюджета получила более 27 млрд рублей, Тыва — 15,7 млрд рублей, Кабардино-Балкария — более 11 млрд рублей. Республика Алтай получила 9,6 млрд рублей, дотации Ингушетии составили 9,1 млрд руб., Северная Осетия — Алания получила 8,9 млрд рублей. И год от года подобные вливания из бюджета только растут.
Так, в 2019 году, согласно официальным данным, Дагестану планируют предоставить на 6 млрд больше — 66,3 млрд руб, Чечне — 30,4 млрд руб., Тыве — 17 млрд руб.
При этом увеличение дотаций пока не оказало позитивного эффекта на разрешение глобальных социальных проблем в этих регионах…»
Вот такая «арифметика». В то же время «щедрая помощь» Псковской области в 2019 году из федерального центра планируется в сумме, меньшей, чем увеличение ассигнований Дагестану – 4,931 млрд. рублей.
Естественно скептики скажут, что это сравнение не совсем корректно, ведь в Дагестане на 1 января 2018 года проживало 3063885 человек, а в Псковской области на эту же дату – 636546 человек. Специально для скептиков приведем сумму дотаций из центра на душу населения. И здесь в безусловных лидерах республика Тыва (321722 жителя). На душу каждого жителя Тывы приходится 52 632 рубля федеральных дотаций в год (4386 руб. в месяц). На одного жителя республики Дагестан в год Минфин РФ выделяет 21628 рублей (1802.33 руб. в месяц). А вот жители СЗФО «стоят» для Министерства финансов РФ гораздо дешевле. Республика Карелия (622484 жителя) в год на каждого жителя получает 13036 рублей федеральных дотаций (1086,33 рубля в месяц). На одного жителя Архангельской области (1155028 жителей) приходится 7843 рубля дотаций в год (653,58 руб. в месяц). Ну, а на жителя нашего региона федеральный центр выделяет 7746 рублей в год (645,5 руб. в месяц). И это еще очень хорошо. Поскольку в отличие от Архангельской области жители Псковской не живут в условиях Севера.
Как видим, простая арифметика показывает, что для чиновников любого уровня Конституция РФ, в которой говориться, что все граждане равны, это только документ, не имеющий механизмов реализации прописанных в нем принципов. А раз так, то и работают они только по тем «документам», которые эти самые «механизмы реализации» имеют. Вот и получается, что за равный труд, одинаковой квалификации, в одинаковых условиях работники могут получать отличающуюся в разы зарплату. И выполнение задач, поставленных Президентом РФ, в сфере демографии может идти в разных регионах по-разному. Лишь бы отчеты в центр уходили красивые. Например, такие, как выполнение распоряжения Президента РФ, об обеспечении всех детей от 1,5 до 7 лет местами в дошкольных образовательных учреждениях.
В этих отчетах, вещаемых с больших трибун, в нашем регионе все в порядке. Вот только устроить ребенка в дошкольное образовательное учреждение в сроки, прописанные законом, родители очень часто не имеют возможности. Ну, говорить о том, чтобы устроить ребенка в ясельную группу с 1,5 лет, не имея «льготы», а очень часто и имея льготу, но не «слишком весомую», в ряде муниципалитетов вообще не приходится. (Свидетельством данному утверждению служат многочисленные обращения на сайт Губернатора Псковской области от родителей). Но и устройство ребенка в дошкольное учреждение в 3 года требует от многих родителей очень много сил. Например, ребенку исполняется 3 года в марте или апреле. До этого времени, например, в городе Пскове чиновники даже не рассматривали возможность взять ребенка в дошкольное учреждение (не льготники), ясельных мест – нет. Приходите по достижении 3-х лет. Родители приходят. Им в ответ – «мест нет». Группы сформированы в августе прошлого года, приходите с ребенком в лучшем случае в начале июня, в худшем – в августе. И что делать родителям?! Мать ОБЯЗАНА выйти на работу. Ребенку исполнилось три года. А ребенка в сад не берут еще месяца 3-4-5…
Но, помимо такой «заботы», о детях чиновники «заботятся» еще и с другой стороны. По закону ремонт образовательных учреждений, в том числе и дошкольных, является обязанностью местного самоуправления, либо региональной власти. Так же, как и «обеспечение образовательного процесса». То есть закупка, раз уж говорим о дошкольных образовательных учреждениях, развивающих игрушек, пособий и т.д. Вот только чиновники чаще всего разводят руками и говорят руководителю образовательного учреждения: «крутись, как хочешь, а в августе придем проверять «готовность» к учебному году». Вот и приходится родителям, в большинстве своем исправно платящим налоги, еще и из своего кармана оплачивать то, что чиновники обязаны делать на бюджетные средства. А руководителям образовательных учреждений «искать спонсоров», чтобы оплатить ремонт текущей крыши (ремонт, который будет проходить впервые с 1980 года!). А работникам ясельной группы дошкольного образовательного учреждения переставлять тазики во время дождя, пытаясь спасти хотя бы полы от капающей воды, да молиться, чтобы не замкнуло проводку, в то время, когда в группе дети. Самим откачивать по 600 литров воды, накопившейся в перекрытиях, прежде чем начинать оплаченный спонсором ремонт крыши. Потому что приходящим рабочим всё равно, обвалиться ли потолок от шести центнеров незапланированной нагрузки или нет. А чиновникам – тем более. Они вообще предлагают родителям детей дошкольного, в том числе ясельного возраста «возить детей в дошкольные образовательные учреждения в город».
– Ну, что вы, транспортная доступность изумительная – маршрутка раз в час.
– Ну, в городе нет мест в ясельных группах, так ничего, надо немного потерпеть, дети подрастут до трех лет – будете возить на маршрутке.
– Правда, всех ваших 124 детей мы не сможем устроить – и с 3-х лет мест не хватает, но нескольких-то, ребятишек 20 – устроим!
– А остальные?!
– А остальные уж как-то сами. Обходились же веками сельские жители без садиков. И у вас, уверены, всё получится.
Что при проявлении такой «заботы» со стороны чиновников остается делать жителям Псковской области? Как в той народной пословице – «искать, где лучше». Вот и сокращается число жителей области, в том числе – трудоспособного возраста.
А чиновникам только хорошо. Меньше населения – меньше забот. Могут еще какие-нибудь «заботливые» инициативы придумать, за счет населения. Например, для улучшения показателей по инициативности в сфере улучшения демографии в регионе, было выдвинуто предложение, выдавать каждой матери, выписывающейся с ребенком из перинатального учреждения, сертификат на 5000 рублей (немного поменьше, правда, чем выделяет на одного жителя Псковской области дотаций Минфин России, но зато сумма красивая). Хорошая инициатива. Особенно в свете всё ещё существовавших в первой половине 2019 года выплат в 50 рублей в месяц на ребенка. Так вот, для полноты счастья чиновников, не хватает только одного: чтобы эту выплату оплачивали какие-нибудь «добрые люди», предприниматели, спонсоры, благотворители, а чиновники бы только вручали это «благо» и принимали благодарность от растроганных родителей. Но, надеемся, что такое в «горячие головы» чиновников не придет. Хотя…
Так вот, подводя итоги нашего разговора о «перспективах» региона, увы, но необходимо отметить, что пока арифметика, описанная во всех трех частях нашего разговора не изменится к лучшему, перспектив у нашего региона нет. Как бы нам ни рисовали чудесные презентации чиновники.
Андрей Хришкевич