«Неожиданно» новый 2018 год принес для северной части Псковской области и города Пскова проблемы в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Псковская свалка-рекордсмен, функционирующая с 1947 года и отметившая свое 70-летие в Год экологии в России, наконец, закрылась!
И по-тихому, по заранее спланированной в администрации Псковской области схеме, мусор из города Пскова поехал на городскую свалку в Порхов. Об этом свидетельствует публикация в СМИ (ПЛН) от 11.01.2018 г. «Вывоз мусора в Пскове по новой схеме проходит в плановом режиме». Правда, к тому времени функционирующая с 1993 года свалка города Порхова стала именоваться полигоном, который внесен в реестр ГРОРО.
Только встает вопрос: каким чудесным образом обычная свалка превратилась в специально оборудованное сооружение, именуемое полигоном, с надежной защитой подземных горизонтов, отводом образующегося фильтрата и т.д.? Ведь мы прекрасно помним о том, что данная свалка введена в эксплуатацию еще до появления закона «Об экологической экспертизе», поэтому экологической оценки воздействия ее на окружающую среду выполнено никогда не было.
Если этот полигон был подвергнут реконструкции в 2016 году (опять же, почему-то без проведения экологической экспертизы) и в настоящее время полностью соответствует требованиям, обозначенным в нормативных документах (СП 2.1.7.1038-01), почему об этом не дается подробных разъяснений ни в СМИ, ни на встречах с порховчанами? Почему не представляется характеристика грунтов на площадке полигона, гидрогеологическая характеристика всего участка? Где данные анализов из наблюдательных скважин полигона? Какова технология захоронения отходов?
Руководитель Росприроднадзора по Псковской области в своей публикации от 17.01.2018 г. заявил о том, что на данном полигоне соблюдаются все необходимые требования, и нареканий от жителей по его эксплуатации в 2017 году не было. Действительно, для данного полигона разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (только с учетом отходов, поступающих от Порховского района) и получено Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. В ноябре 2017 года выполнены исследования почвы и поверхностных вод в границах СЗЗ полигона ТКО (500 метров). И это все хорошо для стабильной работы полигона для нужд Порховского района.
Однако случилось то, что случилось. И превосходящий почти в пять раз объем отходов (над размещаемым ранее) начал поступать на этот полигон.
Жители Порховского района встретили псковский мусор в штыки, и более 1500 человек подписали обращение к Президенту РФ В. Путину. Конечно же, их волнуют те последствия, которые связаны с резким увеличением количества отходов на свалке. Возможность загрязнения водоносных горизонтов повлечет загрязнение источников питьевого водоснабжения. Даже беглый взгляд на картографический материал района размещения полигона свидетельствует о густоразвитой сети мелиоративных каналов, соединенных с водосборной площадью рек Уза, Шелонь, водно-болотными угодьями Никандровой Пустыни и озера Лунево.
Прошел целый ряд встреч с жителями Порхова. Так, 15 января заместитель губернатора Псковской области Александр Кузнецов сообщил, что вывоз мусора из Пскова – явление временное, и пообещал, что через 2-3 года порховский мусорный полигон также законсервируют. А уже 22 января 2018 года председатель Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно – коммунального хозяйства Андрей Агапов сообщает, что после выполненных ЦЛАТИ (Центр лабораторного анализа и технических измерений) новых расчетов дебет порховского полигона составляет 659 891м3 против 20 000 м3 (данная цифра была заявлена в первом варианте территориальной схемы обращения с отходами Псковской области от 15.11.2016 г. № 127-ОД). И заявляет о том, что вместе с псковским мусором свалка может служить еще около 5 лет.
С таким же успехом через несколько месяцев мы можем услышать и голословное заявление о том, что данная площадка соответствует всем нормам для размещения северного межмуниципального полигона.
А основания для такого беспокойства есть. Ведь еще в 2014 году приняты два федеральных закона, кардинальным образом меняющие правовое регулирование в сфере охраны окружающей среды, а именно – по вопросам обращения с производственными и коммунальными отходами. Основной в этой сфере Федеральный закон № 458 устанавливает необходимость разработки региональных программ обращения с отходами. В Псковской области ее нет до сих пор. Она в стадии разработки. А между тем наличие такой программы в ряде случаев является условием для предоставления целевых субсидий из федерального бюджета. Разработанная территориальная схема обращения с отходами принята, но в «сыром» виде, с многочисленными ошибками и недоработками. Именно эта, представленная, наконец, на обсуждение общественности схема заставляет нас действовать безотлагательно.
И вот почему. Представленный в данной схеме план мероприятий по развитию сферы обращения с отходами на территории Псковской области на 2017-2025 гг. не содержит пункта о выборе участка, проектировании и строительстве нового полигона для северной части Псковской области. Мы слышим только заявления о том, что есть 5-8 участков для размещения межмуниципального полигона.
Выбор площадки – очень сложная задача. Этим вопросом должны заниматься специалисты. Обязательным условием для окончательного решения о возможности размещения полигона является положительное заключение экологической экспертизы. Все эти мероприятия требуют немалого времени. Имеется плачевный опыт по проектированию межмуниципального полигона в Палкинском районе с 2013 года, проект которого потерпел фиаско. А ведь были потрачены немалые средства и главное – время. Далее – проект по размещению полигона в Карамышево.
И до сих пор нет даже четкого плана мероприятий по данной проблеме.
Надеяться на то, что будет построен завод по сжиганию отходов (с высокотемпературным блоком для обезвреживания бенз(а)пирена), не приходится, учитывая высокую стоимость утилизации отходов данным способом. Для этого не обязательно изучать опыт Австрии, можно познакомиться с документацией на строительство завода в Московской области.
В настоящее время уже нарушается законодательство: лицензия на эксплуатацию полигона в городе Порхове выдавалась без учета поступления отходов из города Пскова. ООО «Экор.ОС» Управлением Росприроднадзора по Псковской области выдана лицензия от 13.02.2017 г. № 00009/П на размещение (захоронение) отходов на данном объекте.
Для полигонов до 120 000 м3 в год допустим траншейный вид захоронения, а свыше данного объема (126 000 м3 Псков + 27 647 м3 Порхов) требуется уже другой способ – картирование. Опять же, согласно законодательству реконструкция (изменение технологии) объектов размещения может быть выполнена только после проведения экологической экспертизы (ст. 11 п. 7.2 Федерального закона № 174-ФЗ от 19 июля 1995 г.).
Интенсивное поступление значительных объемов отходов на рассматриваемый объект размещения отходов вызовет совсем другие объемы негативного воздействия на окружающую среду, чем ранее. И этот процесс будет более опасным уже через несколько месяцев, когда произойдет снеготаяние, размерзание грунтов и усилится фильтрация образующего фильтрата в подземные горизонты. А ведь арендатор, эксплуатирующий данный полигон, не имеет права ухудшать экологическую обстановку в районе в результате своей хозяйственной деятельности.
Поэтому только усиленный общественный контроль за изменением состояния окружающей среды поможет нам объективно делать выводы и принимать необходимые меры экологической безопасности.
Кандидат химических наук Лариса Никольская