В 2017 году Псковский облсовпроф принял решение оказывать членам профсоюзов правовую помощь не только при разрешении трудовых конфликтов, но и при судебных спорах по следующим категориям: споры с управляющими организациями по взысканию ущерба, причиняемого жилым помещениям; споры с застройщиками об устранении недостатков объектов долевого строительства в период гарантийного срока; споры об изменении кадастровой стоимости жилых помещения для определения размера налога на имущество физических лиц; иные категории споров, вытекающие из сферы ЖКХ.
Сегодня главный правовой инспектор труда Псковского облсовпрофа Наталья Лепаловская делится личным опытом разрешения во внесудебном порядке спора с застройщиком об устранении недостатков объекта долевого строительства в период гарантийного срока. «После приобретения квартиры у ООО «УНО-Пресс» мне пришлось столкнуться с недостатками, которые застройщик, согласно законодательству, должен устранить в разумные сроки в течение гарантийного срока, который согласно договору участия в долевом строительстве квартиры составляет 5 лет. Список выявленных недостатков был довольно длинным: при входе на балкон в спальне образовался грибок, полы в комнатах и на кухне не ровные; срез подоконника балконной рамы (при отрыве плёнки) не закрыт пластиком; окна не утеплены, коробка тоже; нарушена технология (герметичность) при установке пластиковых окон; стеклопакеты пропускают холодный воздух; повышенная влажность, на стёклах появляется конденсат, окна не запенены; на откосах и стыках плесень. Для того, чтобы застройщик устранил выявленные проблемы, необходимо было составить претензию», – пояснила Наталья Лепаловская. При составлении претензии к застройщику главный правовой инспектор труда Псковского облсовпрофа рекомендует опираться на п.2 ст. 7 Федерального закона N 214-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», который гласит: «В случае если объект долевого строительства построен (создан) застройщиком с отступлениями от условий договора и (или) обязательных требований, приведшими к ухудшению качества такого объекта, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного договором использования, участник долевого строительства, если иное не установлено договором, по своему выбору вправе потребовать от застройщика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения цены договора; возмещения своих расходов на устранение недостатков.
Участник долевого строительства вправе предъявить застройщику требования в связи с ненадлежащим качеством объекта долевого строительства при условии, если такое качество выявлено в течение гарантийного срока».
Наталья Лепаловская подчеркнула, что аналогичные нормы изложены и в ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей». Согласно ст. 30 Закона РФ «О защите прав потребителей» недостатки работы (услуги) должны быть устранены в разумный срок, установленный потребителем.
«В соответствии со ст.20 Закона РФ “О Защите прав потребителей” Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней. Когда подписываете договор о долевом участии надо внимательно читать пункт о сроках устранения недостатков застройщиком. Назначенный потребителем срок устранения недостатков товара указывается в договоре или в ином подписываемом сторонами документе либо в заявлении, направленном потребителем исполнителю», – обращает внимание Наталья Геннадьевна.
Также она отметила, что если для выполнения требования об устранении недостатков необходима проверка или экспертиза, то она проводится за счет застройщика, поскольку на основании п. 4 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении работы (услуги), на которую установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы.
«В течение 2 месяцев застройщик устранил указанные в претензии недостатки», – сообщила Наталья Лепаловская. И добавила: «Если граждане, приобретавшие квартиры у застройщиков, столкнулись с аналогичной ситуацией, я настоятельно рекомендую в кратчайшие сроки оформить и направить к застройщику претензию. Члены профсоюзов могут обратиться за консультацией и правовой помощью в Инспекцию труда Псковского облсовпрофа по адресу: г. Псков, ул. Советская, д.15, каб. 33. Телефон: 62-18-21».