На прошлой неделе в Государственной Думе в рамках «правительственного часа» выступал министр труда Максим Топилин. У парламентариев нашлось много поводов для критики его деятельности, в число этих поводов попало и отсутствие профориентационной работы среди молодежи. Но кто и как должен заниматься такой работой? Какова роль профсоюзов в ней? Об этом мы побеседовали с заместителем председателя Псковского облсовпрофа Надеждой Партхаль.
– Надежда Леонидовна, на ваш взгля, кто всё-таки должен непосредственно заниматься профориентационной работой?
– Профориентационной работой в Псковской области в основном занимаются образовательные организации. Руководители предприятий промышленного сектора заинтересованы в выпускниках со сформированными компетенциями, связанными с их будущей специальностью, но редко принимают участие в решении конкретных задач их профессионального самоопределения.
Основные организационные партнеры в профориентационной работе – организации профсоюзов, работодатели, Государственные органы власти и органы местного самоуправления. Нормативная основа взаимодействия сторон в Псковской области – закон «О социальном партнерстве в сфере труда в Псковской области» от 11 июля 2012 года № 1194, а также трехсторонние соглашения различных уровней.
Но, безусловно, профориентационная работа, в первую очередь, должна быть налажена в образовательных организациях начального, среднего и высшего профессионального образования в целях привлечения потенциальных абитуриентов.
– Какие формы профориентации наиболее эффективны?
– Наиболее эффективными формами профориентации являются организация экскурсий на предприятия и популяризация профессий через информационные каналы (интернет-сайты, газеты, брошюры и т.д.) Экскурсии на предприятия организуются на основе сотрудничества предприятий и организаций с учреждениями общего образования.
– Каким образом Псковский облсовпроф может помочь в выборе профессии?
– Одной из причин, затрудняющих профессиональное определение среди школьников, а также работников, оказавшихся безработными, является незнание мира профессий, неумение разобраться в различных видах профессиональной деятельности. На восполнение пробелов в этой области знаний нацелено мероприятие по популяризации профессий на сайте Псковского облсовпрофа в разделе «Профориентационная работа».
Облсовпроф популяризирует профессии путём сообщения сведений о существующих профессиях, о наиболее востребованных профессиях в регионе, о требованиях, которые они предъявляют к работнику, их характере и специфике, о путях и условиях профессиональной подготовки.
Внимание уделяется профессиям, которые востребованы на рынке труда Псковской области. С перечнем профессий, востребованных на рынке труда Псковской области, можно ознакомиться на сайте Государственного комитета по труду и занятости населения.
– Что включает в себя информация о профессии?
– Историю появления профессии, технологические характеристики профессии. А технологическая характеристика, прежде всего, включает в себя ответы на ряд вопросов. На что преимущественно направлена трудовая деятельность специалиста? Это могут быть другие люди, техника, информация, искусство или природа. В чем заключаются цели труда? Это материальное производство, создание каких либо духовных ценностей, обслуживание и уход за людьми, техникой или природой? С помощью каких средств осуществляется трудовая деятельность? Какие трудовые операции применяются в ходе деятельности? Какие физические, умственные и социальные действия приходится выполнять специалисту? Каковы характеристики рабочего места специалиста? Чем характеризуется рабочее время специалиста?
Далее мы можем говорить об экономических характеристиках профессии: в каких отраслях используется данная профессия? В промышленности, строительстве, транспорте, связи, сельском хозяйстве, бытовом обслуживании, жилищном хозяйстве, образовании, здравоохранении, науке, культуре, торговле, финансах, управлении, обороне, охране порядка? Каков спрос на данную профессию на рынке труда? В каких пределах изменяется оплата труда среди представителей данной профессии?
Педагогические характеристики определяют требования, предъявляемые профессией к уровню и содержанию образования. То есть отвечают на вопросы: какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профессии? Какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности?
Кроме того, у любой профессии есть медицинские характеристики: какой уровень здоровья требуется для данной профессии? Какие медицинские противопоказания существуют для нее? Какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии?
И, наконец, психологические характеристики профессии содержат информацию о том, какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека: к его органам чувств, зрительному, слуховому, осязательному восприятию; к двигательным качествам (силе и выносливости, скорости и точности движений, подвижности, ловкости); к умственным способностям (сосредоточению внимания, запоминанию, пониманию, пространственному воображению, логическим рассуждениям); к чертам характера (общительности, самостоятельности, сдержанности, решительности, настойчивости, ответственности) и т.д.
– Что ещё может быть источником знаний о профессии?
– Профессиональное просвещение предполагает усвоение человеком, выбирающим профессию, широкого спектра знаний. Источником этих знаний могут стать другие люди. Общение с представителями различных профессий порой помогает сделать свой «жизненный выбор» в пользу какой-либо профессии. Поэтому хорошо, когда информация о профессии подкрепляется интервью с человеком – носителем данной профессии. По-возможности мы берём такие интервью и публикуем их на сайте облсовпрофа.
– Каковы планы Псковского облсовпрофа на развитие направления «Профориентационная работа» на будущее?
– Знакомство с формами работы образовательных организаций начального, среднего и высшего профессионального образования по профориентационной работе, а также с планами проведения профориентационной работы работодателями с целью привлечения молодежи на предприятия и в организации области.