Единство. Солидарность. Справедливость.

Профориентационная работа: кто и как должен ею заниматься?

21.03.2017

На прошлой неделе в Государственной Думе в рамках «правительственного часа» выступал министр труда Максим Топилин. У парламентариев нашлось много поводов для критики его деятельности, в число этих поводов попало и отсутствие профориентационной работы среди молодежи. Но кто и как должен заниматься такой работой? Какова роль профсоюзов в ней? Об этом мы побеседовали с заместителем председателя Псковского облсовпрофа Надеждой Партхаль.

 – Надежда Леонидовна, на ваш взгля, кто всё-таки должен непосредственно  заниматься профориентационной работой?

– Профориентационной работой в Псковской области в основном занимаются образовательные организации. Руководители предприятий  промышленного сектора заинтересованы в выпускниках со сформированными компетенциями, связанными с их будущей специальностью, но редко принимают участие в решении конкретных задач  их профессионального самоопределения.

Основные организационные партнеры в профориентационной работе  – организации профсоюзов,  работодатели,  Государственные органы власти и органы местного самоуправления.  Нормативная основа взаимодействия сторон  в Псковской области –  закон  «О социальном  партнерстве  в  сфере  труда  в  Псковской области» от 11  июля  2012 года  № 1194,  а также  трехсторонние соглашения  различных уровней.

Но, безусловно, профориентационная работа, в первую очередь, должна быть налажена в образовательных организациях начального, среднего и высшего профессионального образования в целях привлечения потенциальных абитуриентов.

Какие формы профориентации наиболее эффективны?

– Наиболее эффективными формами профориентации  являются организация экскурсий на предприятия и популяризация профессий через информационные каналы (интернет-сайты, газеты, брошюры и т.д.) Экскурсии на предприятия организуются  на основе сотрудничества предприятий и организаций   с учреждениями общего образования.

Каким образом Псковский облсовпроф может помочь в выборе профессии?

– Одной из причин, затрудняющих профессиональное определение среди школьников, а также работников, оказавшихся безработными,  является незнание мира профессий,  неумение  разобраться в различных видах профессиональной деятельности. На восполнение пробелов в этой области знаний  нацелено мероприятие по популяризации профессий на сайте Псковского облсовпрофа в разделе «Профориентационная работа».

Облсовпроф популяризирует профессии путём сообщения сведений о существующих профессиях, о наиболее востребованных профессиях в регионе, о требованиях, которые они предъявляют к работнику, их характере и специфике, о путях и условиях профессиональной подготовки.

Внимание уделяется профессиям, которые востребованы на рынке труда Псковской области.  С перечнем   профессий, востребованных на рынке труда Псковской области,  можно ознакомиться  на сайте Государственного комитета по труду и занятости населения.

Что включает в себя информация о профессии?

 – Историю  появления профессии, технологические характеристики профессии. А технологическая характеристика, прежде всего, включает в себя ответы на ряд вопросов. На что преимущественно направлена трудовая деятельность специалиста? Это могут быть другие люди, техника, информация, искусство или природа. В чем заключаются цели труда? Это материальное производство, создание каких либо духовных ценностей, обслуживание и уход за людьми, техникой или природой? С помощью каких средств осуществляется трудовая деятельность? Какие трудовые операции применяются в ходе деятельности? Какие физические, умственные и социальные действия приходится выполнять специалисту? Каковы характеристики рабочего места специалиста? Чем характеризуется рабочее время специалиста?

Далее мы можем говорить об экономических характеристиках профессии: в каких отраслях используется данная профессия? В промышленности, строительстве, транспорте, связи, сельском хозяйстве, бытовом обслуживании, жилищном хозяйстве, образовании, здравоохранении, науке, культуре, торговле, финансах, управлении, обороне, охране порядка? Каков спрос на данную профессию на рынке труда? В каких пределах изменяется оплата труда среди представителей данной профессии?

Педагогические характеристики определяют требования, предъявляемые профессией к уровню и содержанию образования. То есть отвечают на вопросы: какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профессии? Какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности?

Кроме того, у любой профессии есть медицинские характеристики: какой уровень здоровья требуется для данной профессии? Какие медицинские противопоказания существуют для нее? Какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии?

И, наконец, психологические характеристики профессии содержат информацию о том, какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека: к его органам чувств, зрительному, слуховому,  осязательному восприятию; к двигательным качествам (силе и выносливости, скорости и точности движений, подвижности, ловкости); к умственным способностям (сосредоточению внимания, запоминанию, пониманию, пространственному воображению, логическим рассуждениям); к чертам характера (общительности, самостоятельности, сдержанности, решительности, настойчивости, ответственности) и т.д.

Что   ещё может быть источником знаний о профессии?

– Профессиональное просвещение предполагает усвоение человеком, выбирающим профессию,  широкого спектра знаний. Источником этих знаний могут стать  другие люди.  Общение с представителями  различных профессий  порой помогает сделать свой «жизненный выбор»   в пользу  какой-либо   профессии.  Поэтому  хорошо,  когда информация о профессии подкрепляется интервью с человеком – носителем данной профессии. По-возможности мы берём такие интервью и публикуем их на сайте облсовпрофа.

Каковы планы Псковского облсовпрофа на развитие направления «Профориентационная работа» на будущее?

– Знакомство с формами работы образовательных организаций начального, среднего и высшего профессионального образования по профориентационной работе, а  также с планами проведения профориентационной  работы работодателями  с целью привлечения молодежи на предприятия и в организации области.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 252 просмотров