В очередной раз наше внимание привлекает вопрос чиновничьего «очковтирательства» в расчетах «дорожных карт» работникам бюджетной сферы и «средней заработной платы» в Псковской области.
Так, в последнее время поступила информация о том, что в разных муниципалитетах Псковской области заработная плата педагогов дошкольных образовательных учреждений далека от «декларируемой» на всех уровнях чиновниками администрации региона. И это после того как чиновники «в поте лица» решали проблему обеспечения мест в детских садах. Кстати, до конца проблема так и не решена: дети от 1,5 до 3 лет с большим трудом (проще говоря, «по блату») устраиваются в ясельные группы, а родителям детей, достигших 3-летнего возраста в период с декабря по июль, предлагают «подождать» место в детском саду до августа. При этом формально чиновники «обеспечивают» ребенка с трех лет местом в детском саду. Но вот что делать матери, которая ОБЯЗАНА выйти на работу по достижении ребенком 3-летнего возраста, практически на следующий день после дня рождения ребенка, а чиновники предлагают ей «подождать» с детским садом еще месяцев восемь? Оставить ребенка одного? Брать его с собой на работу? Или, как вариант, отводить на время рабочего дня к чиновникам?
Но вернемся к заработной плате. В Невельском районе, по данным с сайта губернатора Псковской области, средняя зарплата за 1 полугодие 2016 года (учитываем отпускные значительной части педагогов) составила 16 258 рублей (по данным Росстата). А заявленная чиновниками «средняя» заработная плата за этот период в сфере образования – 20 899 рублей. Таким образом, реальная (?) заработная плата в Невельском районе отличается от «декларируемой» по области на 4641 рубль. И это еще без учета того, что данные о зарплате по Невельскому району взяты с сайта Росстата, который вместе с чиновниками администрации Псковской области в среднюю заработную плату включает и закрепленные законом социальные и компенсационные выплаты, тем самым завышая показатели «выполнения майских указов Президента РФ.
Поражает не сам факт «манипуляций цифрами», а ответ начальника Государственного управления образования Псковской области: «Поскольку речь идет о средней заработной плате, это не означает, что в каждом муниципальном образовании средняя зарплата по данной категории работников должна быть одинаковой и равняться средней заработной плате данной категории работников по области… средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений Невельского района не должна составлять 20 899 руб. …Средняя заработная плата указанной категории педагогических работников по области не должна быть ниже 17 937 руб., сложившейся в 2015 году в сфере общего образования, в Невельском районе средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений за 2015 год составляла 16 705 руб., муниципалитет должен сохранить этот уровень заработной платы…»
Всё предельно просто. Псковские чиновники, как и их более «высокие товарищи» из Министерства финансов РФ, считают, что конституционный принцип «за равный труд – равная оплата» – лишь «ненужные слова» в «какой-то книжице». И кому, сколько платить за работу, определяет «бухгалтерия» (утрируем) администрации области, методом простого деления устанавливающая норму «подушевого финансирования» и фондов оплаты труда в районах. Тем более что принцип «как водить за нос Президента», подгоняя цифры и показывая фиктивные данные «по выполнению майских указов» уже давно освоен чиновниками Псковской области. Как уже упоминалось выше, чиновники лихо включают в расчет «среднего заработка» и сельские льготы, и иные выплаты, не подлежащие по законам РФ налогообложению и не относящиеся к «заработной плате». Но для деятелей администрации Псковской области это несущественно. Главное – красиво ОТЧИТАТЬСЯ. А по отчетам Псковская область и по сельскому хозяйству, и по промышленности «дает устойчивую положительную динамику развития». Вот только по доходам населения, по уровню заработной платы продолжает болтаться в самом низу рейтинга регионов России. Да и по количеству живущих в области, несмотря на все отчеты чиновников «об улучшении демографической ситуации в регионе», показатели не радуют. Не надо читать чиновничьи отчеты, стоит просто проехать по населенным пунктам области в тот период, когда «дачники» из других регионов уезжают, и всё сразу станет ясно. Уже не только сельские населенные пункты, но и значительное количество райцентров приходят в запустение. Ибо «выдающаяся инвестиционная политика» в регионе приводит к тому, что молодежь, окончив школу, покидает не только свой район, но чаще и Псковскую область, тем самым еще больше сокращая демографические и экономические перспективы своей малой родины.
Вновь вернемся к заработной плате работников дошкольных учреждений. Теперь информация из Псковского района, где, по представленным в Псковский облсовпроф расчетным листкам, работники детских садов получают заработную плату на уровне 2010 года. А ведь еще полтора года назад педагоги этого района получали заработную плату около 20 000 рублей в месяц. Сегодня – около 10 500 рублей, вместе с «сельскими» и иными выплатами. В феврале 2016 года часть педагогических работников были «уведомлены» о сокращении заработной платы. Ставки заработной платы были уменьшены до диапазона 7700 – 8500 рублей. Как видим, опять игра чиновников с цифрами. Пока это было необходимо для вытаскивания «средних» показателей по области, работники Псковского района имели одни ставки. После того как нужда в таком районе-локомотиве отпала, так сразу и урезали заработную плату. Обратим внимание: не до уровня 2015 года, согласно постановлению Правительства РФ от 14.09.2015 № 973, а до уровня 2010 года. До уровня, предшествующего введению первой НСОТ (новой системы оплата труда) в бюджетной сфере Псковской области. До уровня, когда зарплата работников и тогда-то очень низкая, даже в сравнении со средней по России, не подвергалась шестилетней кризисной инфляции. Работники, получающие такую зарплату, в разговоре часто высказывали предложение, чтобы администрации области и района провели какое-нибудь обучение (семинар, мастер-класс), как прожить на такую зарплату, выплачивая непомерные коммунальные платежи и воспитывая детей.
Стараниями чиновников зарплаты обслуживающего персонала и воспитателей (к которым требования со стороны контролирующих органов и чиновников растут с каждым днем) уравнялись. При этом мы видим, что ставка заработной платы воспитателей находится ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. Наши чиновники подвергают работников повышенной эксплуатации и вынуждают людей искать дополнительные заработки. Хотя с увеличением количества бюрократических требований и процедур в отношении работников бюджетной сферы это не слишком-то и возможно. Почти всё время, свободное от работы непосредственно с детьми, занимает написание всевозможных отчетов и справок.
Подводя итоги сегодняшней «Точки зрения», можно констатировать, что российское чиновничество во главе с Правительством РФ придумало новую стадию развития общества – бюрократический капитализм. В котором усиливается эксплуатация работника путем уменьшения его реальной заработной платы на ставку рабочего времени и необходимости, для того чтобы выжить, работать на две и более ставки. При этом сами чиновники, порождая вал нужных только им самим бюрократических отчетов, пытаются внушить народу, что он живет не просто хорошо, а ЗАМЕЧАТЕЛЬНО.
Вот только население в Псковской области от такой заботы всё уменьшается и уменьшается.
В этой «Точке зрения» мы ответили на один из извечных вопросов российской интеллигенции: «Кто виноват?». Осталось найти ответ на вопрос: «Что делать?»…
Заместитель председателя СОП Псковский облсовпроф Андрей Хришкевич