В практической работе первичных профсоюзных организаций, членских организаций ФНПР имеют место случаи, когда при проведении переговоров по заключению коллективного договора, проверок соблюдения трудового законодательства работодатели не представляют информацию и документы по оплате труда работников. Представители работодателя аргументируют отказы тем, что сведения о заработной плате относятся к коммерческой тайне и персональным данным работника.
Постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» было установлено, что сведения о заработной плате работников не могут составлять коммерческую тайну предприятия и предпринимателя. Указанное положение в дальнейшем нашло отражение в пункте 5 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в отношении сведений о системе оплаты труда.
Из положений федерального закона следует, что понятие «коммерческая тайна» не применяется к организациям, финансируемых их бюджетов разного уровня, и не распространяется на сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне.
Стороны коллективных переговоров по подготовке, заключению, изменению коллективного договора, соглашения на основании части 7 статьи 37 Трудового кодекса РФ должны предоставлять друг другу информацию, необходимую для их ведения. В коллективные договоры, соглашения включаются обязательства работодателя по оплате труда (ст.41, ст.46 ТК РФ). Соответственно профсоюзные организации вправе запросить любую информацию, необходимую для подготовки предложений по данному разделу коллективного договора, соглашения.
При осуществлении контроля за соблюдением трудового законодательства, нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения на основании статьи 370 Трудового кодекса РФ уполномоченные представители профсоюза вправе запрашивать любые документы, содержащие информацию соответствующую понятию «системы оплаты труда».
Согласно статье 135 Трудового Кодекса РФ в систему оплаты труда кроме видов оплаты труда, премирования включаются размеры тарифных ставок, окладов, доплаты и надбавки компенсационного характера, доплаты и надбавки стимулирующего характера. Часть 4 статьи предусматривает, что локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Например, одним их локальных нормативных актов, отражающим составные части системы оплаты труда, является приказ работодателя об утверждении штатного расписания.
Отказ работодателя представить документы о заработной плате работников является нарушением статей 22, 370 Трудового кодекса РФ, что может повлечь за собой привлечение к административной ответственности представителей работодателя.
Нельзя признать обоснованным отказ в предоставлении документов о заработной плате работников без их согласия, ссылаясь на ограничения по распространению персональных данных.
Персональные данные работника – информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника (ст.85 ТК РФ).
Персональные данные гражданского служащего – сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданского служащего, позволяющие идентифицировать его личность и содержащиеся в личном деле гражданского служащего либо подлежащие включению в его личное дело в соответствии с Положением о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 г. № 609).
Персональные данные муниципального служащего – информация, необходимая представителю нанимателя (работодателю) в связи с исполнением муниципальным служащим обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы и касающаяся конкретного муниципального служащего (ст.29 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации).
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами представители работодателя все персональные данные получают непосредственно у работника. Однако, размер тарифной ставки (оклада), других составляющих заработной платы конкретного работника работодатель определяет при заключении трудового договора. Установление и начисление работнику заработной платы производится в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, локальными нормативными актами, действующими в организации и принятыми с учетом мнения выборного профсоюзного органа.
Запросы профсоюзных организаций и получение от работодателей документов, содержащих сведения об оплате труда работников и других данных, необходимых для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства, коллективных договоров, соглашений, подпадают под исключение, предусмотренное пунктом 1 части второй статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». Согласие указанных лиц на обработку их персональных данных не требуется, что было подтверждено Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в ответе на обращение Профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации от 27 июня 2011 г. № шр-13444.
В противном случае установление правила о предоставлении профсоюзным представителям необходимых документов, содержащих сведения об оплате труда работников, имеющихся у работодателя, только с их согласия, делало бы невозможным исполнение профсоюзами возложенных на них функций по защите трудовых прав и социально-экономических интересов работающих граждан.
В соответствии со статьей 86 Трудового кодекса РФ работодатели, работники и представители работников должны совместно вырабатывать меры защиты персональных данных работников. Такой мерой защиты может быть локальный нормативный акт организации, устанавливающий порядок обработки персональных данных работников. Соответствующий приказ (положение) должны быть изданы после получения мотивированного мнения профкома в порядке, предусмотренном ст. 372 Трудового кодекса РФ. Например, Федеральный фонд ОМС приказом от 19 августа 2008 г. № 180 утвердил Положение о защите персональных данных работников Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации разработал «Рекомендации по обеспечению защиты персональных данных работников образовательных учреждений» и «Примерное положение о защите персональных данных работников образовательного учреждения».
В целях эффективной защиты прав работников в образовательных учреждениях всех видов разработки направлены в региональные (межрегиональные) организации отраслевого профсоюза для использования в практической работе профсоюзных организаций.
Правовой департамент Аппарата ФНПР