18 апреля 2011 года состоялось заседание Общественной палаты Псковской области по вопросу внесения изменений в Закон Псковской области от 7 октября 2010 г. № 1006-ОЗ «Об отраслевых системах оплаты труда работников бюджетной сферы Псковской области» и в Постановление Администрации Псковской области от 19 октября 2010 года № 389 «Об утверждении Положения о порядке оплаты труда работников бюджетной сферы Псковской области». С предложениями от профсоюзной стороны выступила Председатель Псковского облсовпрофа Михайлова У.А., член Общественной палаты Псковской области, зачитав доклад обозначив хронологию действий профсоюзов в рамках акции «МРОТ по закону!» и мероприятий по НСОТ:
Новая система оплаты труда работников бюджетной сферы – это тема, которая широко обсуждалась и обсуждается до настоящего времени органами власти, представителями общественных организаций и самими работниками бюджетных учреждений.
С ноября 2009 года профсоюзы начали акцию с требованием, чтобы базовый должностной оклад был не ниже МРОТ. То есть, не ниже 4 330 рублей – размера МРОТ, установленного на федеральном уровне. Акция «МРОТ по закону», объявленная ФНПР была для нас основой и обоснованием тех требований, которые мы выдвигали к власти относительно систем оплаты труда.
С 22 января 2010 года профсоюзы в адрес губернатора и в адрес рабочей группы направляли свои предложения с соответствующими обоснованиями.
В августе-декабре 2010 годы были проведены три заседания Трёхсторонней комиссии, на которых рассматривались вопросы, связанные с введением НСОТ на территории Псковской области.
5 октября в адрес Губернатора было направлено письмо с предложением о внесении изменений и дополнений в проект постановления Администрации Псковской области «Об утверждении положения о порядке оплаты труда работников бюджетной сферы Псковской области».
14 октября 2010 года в адрес Псковского облсовпрофа поступила позиция Администрации Псковской области по проекту постановления, с которой мы не согласились.25 октября 2010 года мы вновь направили свои предложения по изменениям и дополнениям в Положение.
Однако 29 октября 2010 года в газете «Псковская правда» было официально опубликовано Постановление Администрации Псковской области от 19.10.2010 года «Об утверждении Положения о порядке оплаты труда работников бюджетной сферы Псковской области».
С некоторыми пунктами Положения профсоюзы области не согласны.Позиция, которое вызывает серьезные разногласия по сей день, – отсутствие в самом тексте Закона обязательной индексации размера заработной платы работников бюджетной сферы с учетом инфляции. Это прямое требование 134 статьи Трудового кодекса. Сейчас в законе есть позиция об индексации БРВ, что не является полным исполнением требования ТК РФ.
С 1 января 2011 года введены новые отраслевые системы оплаты труда работников бюджетной сферы Псковской области. Во всех районах Псковской области разработаны и приняты Положения о новых системах оплаты труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из местных бюджетов. Введение новых систем оплаты труда сегодня волнует практически всех работников бюджетной сферы. Профсоюзы области в ходе длительного переговорного процесса в рамках Трёхсторонней комиссии предупреждали о возможности сокращения реальных доходов работников при введении НСОТ. Особенно волнует работников появление такой компенсационной выплаты как доплата за сохранение уровня заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат) работников (за исключением руководителя учреждения), выплачиваемой до вступления в силу настоящего Закона, при условии сохранения объема должностных (трудовых) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
По результатам посещения районов области в марте – апреле этого года и встреч с профсоюзным активом высказывается мнение, что фондов оплаты труда до конца 2011 года будет недостаточно.В некоторых учреждениях Псковской области с целью экономии фонда оплаты труда проводится сокращение штата работников практически без снижения объёма выполняемой работы.
Уровень зарплаты работников сфер образования, здравоохранения и культуры остается по-прежнему несоизмеримо низким по сравнению с социальной значимостью, сложностью и ответственностью их труда.
При этом в настоящее время резко сократилась дифференциация в оплате труда специалистов с высоким уровнем квалификации и работников, к квалификации которых предъявляются минимальные требования.
С 01.03.2011 года на новые системы оплаты труда перешли все муниципальные учреждения области.
Проведённый анализ представленной руководителями органов местного самоуправления информации свидетельствует о том, что в феврале 2011 года заработная плата работников муниципальных учреждений возросла по сравнению с февралём 2010 года от 6 % до 33,4 %. По имеющейся у нас информации от профсоюзного актива, речь идет о заработной плате без учета стимулирующих выплат.
Разница в росте заработной платы как в целом по районам, так и по отдельным отраслям бюджетной сферы районов объясняется тем, что до 01.01.2011 года в разных муниципальных образованиях были различные системы оплаты труда.
Тем не менее, новая система оплаты труда вызывает недовольство у существенной части работников бюджетной сферы в связи с уменьшением базовой расчётной величины по сравнению с действующими ранее должностными окладами, снижением надбавок за стаж работы, за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; показатели и критерии оценки труда в отдельных учреждениях размыты, не увязаны с основными обязанностями работников, с предоставляемыми услугами, что приводит к определенному субъективизму при установлении выплат стимулирующего характера за показатель «интенсивность и высокие результаты работы; за отличное качество выполняемых работ».
Суть изменений, которые предлагают профсоюзы внести в Закон Псковской области № 1006-ОЗ и в Постановление Администрации области от 19 октября 2010 года № 389 сводится к следующему:В статье 5 Закона поименована надбавка за наличие отраслевых (ведомственных), в том числе спортивных званий. Мы рекомендуем сделать дополнение «и наград».
В этой же статье (статья 5) считаем необходимым исключить слово «непрерывной» в пункте «надбавке за стаж непрерывной работы (стаж работы в учреждении, в отрасли), выслугу лет»
В пункте 4.4 Положения речь идёт об этой же надбавке, но в данном пункте необходимо не только дополнение «и наград», но ещё и указание на то, что персональная надбавка устанавливается за наличие отраслевых наград при условии работы по специальности независимо от вида экономической деятельности учреждения.
В пункте 4.8. считаем, что нецелесообразно привязывать персональную надбавку за стаж работы к соответствующему виду экономической деятельности учреждения, а следует учитывать стаж работы по специальности.
В целях повышения мотивации к качественному результату труда, создания условий для привлечения в бюджетную сферу высококвалифицированных кадров, усиления стимулирующих функций оплаты труда рекомендуем:
1. Областному Собранию депутатов и Администрации области рассмотреть вопрос об увеличении заработной платы работников бюджетных учреждений в целом и об её ежегодной индексации; рассмотреть предложения профсоюзов области по внесению изменений в Закон Псковской области № 1006-ОЗ «Об отраслевых системах оплаты труда работников бюджетной сферы Псковской области» и в Положение о порядке оплаты труда работников бюджетной сферы Псковской области.
2. Администрации области и администрациям муниципальных районов и городских округов не допускать сокращения штатной численности работников при сохранении объемов выполняемой работы и предоставляемых услуг.
3. Органам местного самоуправления рассмотреть вопрос о выделении дополнительных ассигнований на увеличение фонда стимулирующих выплат в бюджетных учреждениях.
4. Уполномоченным органам государственной власти области по подведомственной принадлежности, органам местного самоуправления продолжить дальнейшее совершенствование отраслевой системы оплаты труда работников; оказывать методическую помощь бюджетным учреждениям по совершенствованию критериев и показателей оценки эффективности труда работников.
5. Псковскому областному совету профессиональных союзов и его членским организациям рекомендовать первичным профсоюзным организациям активизировать их участие в установлении стимулирующих выплат работникам бюджетных учреждений; вести мониторинг уровня заработной платы по категориям работников бюджетной сферы.
6. Общественной палате Псковской области продолжить осуществление общественного контроля за исполнением Закона Псковской области от 07.10.2010 г. № 1006-ОЗ «Об отраслевых системах оплаты труда работников бюджетной сферы.