1 апреля 2010 года завершил свою работу дебатский клуб.
Проводимый курс был направлен на формирование коммуникативных и риторических умений и навыков. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.
Современная дебатская практика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории полемики и других смежных наук. Вместе с тем, дебаты – вполне самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной полемике, умению убеждать и опровергать, логично и структурно мыслить и говорить. Поэтому в центре спецкурса – обучение эффективному общению, общающийся человек. Этим в значительной мере отличается данный курс от других речеведческих курсов. Может возникнуть вопрос: что же понимается под эффективным общением (какое общение можно считать эффективным). Безусловно, эффективное общение предполагает следование нормам литературного языка. Однако этого недостаточно. Эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана. Например: я прошу о чем-то (практическая коммуникативная задача) и получаю то, о чем я прошу. Я хочу разделить горе человека, утешить его (коммуникативная задача духовного плана), и мне это удается. В сущности, в классической риторике всегда имелась в виду эффективность речи, когда давались рекомендации, как следует готовиться к выступлению, учитывать аудиторию и устанавливать с нею контакт, как реализовывать свой замысел, оценить свою речь и т.д. Все это учитывает и данный курс.
Наравне с вышесказанным данный спецкурс должен вестись так, чтобы вызвать у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, слышать и понимать друг друга.
Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу для формирования у выпускников курса взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность. Поэтому в разработанную программу включён такой компонент, как ценностные дискуссии. Такой подход представляется принципиально важным – в частности, для гуманитарных предметов, которые должны вносить особый вклад в духовное развитие подрастающего поколения.
Характеристика спецкурса
В разработанной программе можно выделить два смысловых блока:
– первый – теоретический, – понятие коммуникации и полемики, теория полемики и аргументации, структура полемики, ее виды и функции;
– второй – практический, – применение полученных знаний на практике, в форме различных игровых и моделирующих технологий, тренингов, практик, в формате свободных дискуссий.
Основная цель коммуникативного спецкурса – обучать эффективному общению, при этом данный спецкурс – предмет с четко выраженной практической направленностью, где большая часть времени выделяется на формирование дебатских умений;
– большое место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д.– понятийный аппарат, его отбор и интерпретация, также подчинен прагматической установке курса.Главное внимание уделяется формированию комуникативных умений двух типов:
– первые (У–1) связаны с умением анализировать и оценивать общение в принципе (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);
– вторые (У–2) – с умением эффективно убеждать и опровергать, – когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи, использовать на практике теоретические знания в сфере.