Единство. Солидарность. Справедливость.

СРО НП «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» предложило Ульяне Михайловой выработать совместную позицию по проекту ФЗ «О специальной оценке условий труда»

15.07.2013

Саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» обратилось к Председателю Псковского областного совета профессиональных союзов Ульяне Михайловой о выработке совместной позиции по проекту ФЗ «О специальной оценке условий труда»

В письме СРО НП «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» сообщает:

«В настоящее время Минтруд России разрабатывает проект ФЗ «О специальной оценке условий труда». Предметом данного ФЗ являются отношения, возникающие в сфере охраны труда в связи с осуществлением специальной оценки условий труда и реализацией обязанностей работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности, а также прав работников на рабочие места, соответствующие требованиям охраны труда.

Настоящий Федеральный закон, после его принятия и введения в действие (предположительно с 1 января 2014 год) установит правовые и организационные основы проведения специальной оценки условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права и обязанности участников специальной оценки условий труда.

Кроме введения в действие данного Федерального закона будут внесены поправки в трудовое законодательство.

Обращаем Ваше внимание на тот факт, что один из немногих, по настоящему действенных инструментов в сфере охраны труда – аттестация рабочих мест по условиям труда – будет заменен на специальную оценку условий труда.

В значительной степени от того, какими будут процедуры этого нового инструмента, будет зависеть и определение класса условий труда занятых в российской экономике.

К сожалению, в разработанном Минтрудом проекте процедуры таковы, что создают угрозу массового «перевода» класса условий труда в оптимальные (1 класс условий труда) и допустимые (2 класс условий труда) без учета реальных вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах.

Во-первых, в проекте ФЗ содержится норма, позволяющая при проведении специальной оценки условий труда использовать в качестве результатов исследований и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса результаты исследований и измерений, полученные в ходе организованного на рабочем месте производственного контроля (статья 12, п.7).

Это означает, что фактически специальная оценка условий труда может быть проведена на основе замеров заводской лаборатории работодателя.

На наш взгляд, в этой ситуации работодатель может получить любые, устраивающие именно его, результаты специальной оценки условий труда. Данные результаты не будут отражать реальных условий труда.

Кроме этого, профсоюзные организации на законном основании могут быть исключены из значительной части работ по оценке условий труда (замеры могут быть сделаны без привлечения комиссии, в составе которой находятся представители профсоюзов).

Фактически речь идет о существенных и масштабных нарушениях трудовых прав граждан по следующим направлениям:

1. Отсутствие должного информирования о реальных условиях труда на рабочих местах.

2. Отсутствие адекватных мер и защиты от воздействия вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

3. Не обеспечение работников необходимыми СИЗ.

4. Отсутствие положенных компенсаций в виде сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда и др.

Во-вторых, еще одна позиция из проекта ФЗ (статья 10) позволит работодателю в ряде случаев произвольно, без должного основания установить 1 и 2 классы условий труда.

Предлагаемая идентификация вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах на основе классификатора вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда:

1. Не носит характер объективной оценки условий труда.

2. Фактически выведет непрогнозируемо большую часть рабочих мест из сферы исследований (испытаний) и измерений.

3. Приведет к массовому нарушению прав работников в отношении их ознакомления с условиями труда.

4. Обусловит отсутствие фактических данных об условиях труда на значительной доли рабочих мест в рамках отдельных предприятий, видов экономической деятельности, экономики в целом..

5. Системно сформирует почву для конфликтов между работодателями, организациями, проводящими оценку, работниками (их представительными органами).

В настоящее время проект прошел стадию общественного обсуждения, по итогам которой не были учтены предложения и замечания СРО НП «Национальное общество аудиторов трудовой сферы», касающиеся повышения объективности процедур проводимой оценки и замены избыточных и (или) неэффективных административных механизмов государственного контроля альтернативными рыночными механизмами и повышения качества оказания услуг в области специальной оценки условий труда.

Следующим этапом работы над законопроектом является его рассмотрение в ближайшее время в рамках оценки регулирующего воздействия (Минэкономразвития России), после чего, в сентябре-октябре текущего года проект будет направлен на первое чтение в Государственную Думу».

И обращается: «В связи с вышеизложенным просим Вас обратить внимание на риски и угрозы, которые формирует указанная редакция проекта ФЗ для работающих граждан в части соблюдения их трудовых прав, и снижение возможностей профсоюзов по обеспечению соблюдения прав работников в ходе проведения специальной оценки условий труда.

СРО НП «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» готово к консультациям по вышеизложенным вопросам и выработке совместной позиции. Считаем крайне важным устранить любые угрозы системного нарушения трудовых прав наемных работников в рамках применения ФЗ «О специальной оценке условий труда».

 

Справочно: Информация о СРО НП «Национальное общество аудиторов трудовой сферы»

Саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» учреждено 1 июня 2007 года, активно развивается и объединяет сегодня на принципах добровольного саморегулирования 224 специализированные лаборатории и организации, учебные центры и центры охраны труда, оказывающие услуги в сфере охраны труда, из 57 субъектов Российской Федерации (с учетом филиалов – 75 субъектов РФ).

Стандарты и правила деятельности членов Партнерства по оказанию услуг в области охраны труда и система контроля за их исполнением гарантируют высокий уровень оказания услуг в сфере охраны труда.

 

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

219 просмотров